Пятница, 23.02.2018, 09:35
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Задачи и составные части словарной работы на уроках в начальной школе в процессе обучения детей с ов

Словарная работа- это широкая си­стема разнообразных заданий, направленных на осмыслен­ное восприятие и уточнение известной школьникам лексики, введение ее в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка.

Основная цель словарной работы - помочь обучающимся ос­мысленно воспринять содержание и художественное бо­гатство литературного произведения.

Важность словарной работы предопределяется ограни­ченностью речевого развития обучающихся начальной школы, своеобразием их словаря, для которого характерны замещения, смешение слов, неточность и не дифференцированность значений.

Задачи словарной работы на уроках следу­ющие:

•   раскрыть значение слов, необходимых для понима­ния смысла читаемого и усиления этико-эстетического воздействия на обучающихся;

• расширить словарь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  по слуху и путем организации речевой практики ввести но­вые понятия в их активный фонд речи;

• ознакомить обучающихся  с языковыми выразительны­ми средствами, ввести их в речь, сделав ее более выразительной и эмоциональ­ной;

•  развить связную устную и письменную речь.

Дидактические основы словарной работы

Как и весь процесс обучения, словарная работа подчи­няется дидактическим принципам. Они определяют содер­жание, методы и формы проведения словарной работы на уроке. Рассмотрим, как реализуются основные дидактиче­ские принципы в процессе словарной работы.

Принципы сознательности и активности.

Толь­ко осмысленное слово содействует пониманию читаемого текста, поэтому важнейшей задачей педагога является не только правильное объяснение нового слова, но и включе­ние его в речевую практику обучающихся. Сознательность чтения достигается всей системой словарной работы - от  правильного выбора слов, подлежащих объяснению, до методов, используемых на уроке.

Принцип сознательности и активности - ведущий прин­цип словарной работы, от его реализации во многом зависит вся работа по осмыслению литературного произведения.

Принцип последовательности и систематично­сти.

 Важность этого принципа обусловлена необходимос­тью увеличивать объем словаря обучающихся, постепенно усложняя лексику их языка. Для обучающихся с ОВЗ по слуху, страдающих речевым недоразвитием, чрезвычайно важна систематизация вновь приобретенного словаря.

Преемственность и систематич­ность неразрывно связаны между собой. Усложняя лекси­ческий материал, вводимый в речь обучающихся, необходимо включить его в систему ранее усвоенных понятий.

Принцип последовательности и систематичности спо­собствует созданию системы во всей словарной работе с учетом возрастных особенностей обучающихся и своеобра­зия их речевого развития.

Принцип доступности.

Прежде всего он реализуется в правильном выборе текстов для чтения. Это не означает, что для чтения нужно брать такие тексты, где нет никаких языковых трудностей.

Доступность словарной работы проявляется и в выборе    методов и приемов при объяснении слов, упражнений для изучения лексики и выразительных средств языка. Ни случайно в младших классах мы чаще используем приемы наглядного разъяснения слова и его толкования, а в сред­них классах применяем синонимы, антонимы, приемы морфологического анализа слова. Учет возраста школьни­ков, уровня их знаний, подготовки к ведению словарной работы помогает педагогу правильно решить вопрос.

Принцип индивидуального подхода.

 Речевое развитие обучающихся зависит от целого ряда причин: от степени снижения слуха,  группы глухоты,  времени снижения, времени потери слуха, педагогических условий, в кото­рых находится ребенок, и от его индивидуальных особен­ностей. Поэтому у детей со сходным состоянием слуха можно видеть различное речевое разви­тие, т.е. различный объем словаря (соответствующий или не соответствующий возрасту), больший или меньший аграмматизм речи, различную степень владения произносительными  навыками.

 Степень сложности заданий и уровень самостоятельнос­ти в выполнении работы зависит от индивидуальных осо­бенностей обучающихся, а в данном случае - от уровня развития речи.

Содержание словарной работы.

Словарная работа - система работы по обогащению и развитию речи обучающихся на уроках. Условно в этой системе мы выделяем не­сколько разделов:

  • объяснение нового словаря;
  • закрепле­ние словаря, включение его в речевую практику;
  • лексиче­ские, лексико-стилистические упражнения.

Все части словарной работы взаимосвязаны и применяются на уроках в теснейшей зависимости, переплетаются, дополняя одно другим.

Исходя из цели словарной работы, объяснению подлежат, прежде всего, слова и словосочетания, несущие на себе  идейно-смысловую нагрузку.  Они составляют основную 1 группу слов, подлежащих объяснению на уроках.

Ко второй группе относятся слова переносного значе­ния, например: чистое поле, золотой характер, рощи вспыхнули. Непонимание этих образных выражений при­водит к неточности воссозданного образа или картины, к непониманию отдельных частей произведения или всего текста.

Третью группу составляют устойчивые фразеологичес­кие сочетания, идиоматические выражения, обогащаю­щие наш язык и делающие его ярким и выразительным, например: у страха глаза велик; зима катит в глаз; не по дням, а по часам.

Чаще эти выражения встречаются в сказках и баснях и придают произведению особый колорит.

Четвертая группа слов, требующих объяснения, мало­численная, ее составляют имена действующих лиц, назва­ния мест, где происходит действие.

Приемы объяснения слов.

Одним из наиболее часто используемых приемов при объяснении значения слова является применение наглядности, для чего учитель поль­зуется показом предмета или его изображением на картин­ке.

Если натуральная наглядность постепенно ограничивается, то изобразительная  наглядность (картинка) применима при объяснении словаря широко и повсеместно. Иногда вместо показа рисунка можно использовать ме­ловой рисунок, быстро набросав контуры предмета, пока­зать на нем движение.

При­емов объяснения слов много, и применять их надо творчес­ки. Выбор их определяется возрастом обучающихся, уров­нем их подготовки. 

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи
Учредитель
Информация
Музей школы

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz