Пятница, 23.02.2018, 09:37
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Организация работы по обсуждению прочитанного произведения на уроках чтения в начальной школе

Сознательность чтения достигается всей системой работы педагога – от вводного занятия по тексту до заключительного этапа. Осмысление произведения - сложный аналитико-синтетический процесс. Можно выделить несколько этапов этого процесса.

    Первый этап - понимание предметной стороны читаемого произведения, осмысление фактического материала.

    Второй этап - установление причинно-следственных отношений между персонажами или событиями, определение мотивов поведения литературных героев.

    Третий этап - проникновение в идейный замысел произведения, обобщённая оценка прочитанного.

    Учитывая преобладание наглядно-образного мышления у слабослышащих детей, на первом этапе работы с текстом целесообразно использовать приёмы, помогающие представить ситуацию, меняющиеся картины, описания, поступки действующих лиц. К таким методам следует отнести драматизацию отдельных фраз и эпизодов, работу по конструктивной картинке, детское иллюстрирование, составление картинного, а потом и словесного плана, пересказ прочитанного, беседу воспроизводящего характера, выборочное чтение.

    На втором этапе работы с текстом осуществляются задачи проникновения в смысловые взаимодействия между отдельными объектами, персонажами, их поступками. На этом этапе работы с текстом рекомендуются беседы аналитического характера, выборочное чтение и выборочные пересказы, словесное рисование, сравнение описаний в одном и том же и разных рассказах, сопоставление литературных персонажей, нахождение общего и  различного между ними, постановка проблемно-познавательных задач, требующих доказательности рассуждения.

    Третий этап осмысления текста – обобщение прочитанного, формулирование темы и идеи произведения, выражение собственного отношения к литературным героям и всему произведению. Учителю целесообразно использовать на этом этапе творческие задания: придумывание иного заглавия к рассказу, продолжение рассказа, высказывание собственного аргументированного суждения о персонажах и обо всём рассказе, постановка проблем морально-этического плана, сравнение прочитанного произведения с другими рассказами по той же тематике, сопоставление прочитанного с фильмом, с произведениями изобразительного искусства.

    В процессе работы с текстом учитель должен выбрать те методы и приёмы, которые соответствуют задачам урока и специфике самого произведения.

  

Драматизация

    Драматизация как метод развития мыслительной активности применима в 1-4 классах, где слабослышащие ещё плохо владеют словом и мышление носит наглядно-образный характер.

    В 1-2 классах драматизацию используют для уяснения и осмысления отдельных фраз или слов. В 3-4 классах читаются более сложные рассказы о природе, животных, жизни детей и взрослых. В этих случаях инсценировать произведение полностью невозможно. Помимо отдельных фраз и слов, объясняются с помощью драматизации некоторые отрывки из рассказов. В 5-6 классах драматизация применяется редко, только для осмысления отдельных ситуаций и словосочетаний.

    Драматизация чаще используется при чтении произведений морально-этической тематике. Приём инсценирования позволяет наглядно увидеть ситуацию, осмыслить её, критически оценить поведение того или иного персонажа.

    Драматизация может использоваться как основной метод работы с текстом после его чтения и как вспомогательное средство, применяющееся в сочетании с другими методическими приёмами.

 

Демонстрация действия по конструктивной картинке или макету.

    Данный метод очень близок к драматизации, так как помогает представить описанную в рассказе ситуацию и проследить за всеми событиями и действиями персонажей. Действуя самостоятельно, слабослышащие должны передвинуть фигурки и поставить их в то положение, о котором говорится в тексте. Работа с конструктивной картиной тем и хороша, что она направлена на выработку умения анализировать текст, на развитие воссоздающего воображения школьников и формирование их самостоятельности.    

    Конструктивная картина применима к работе с такими рассказами, где нет больших описаний, но значительное место отводится действиям персонажей. Основное методическое требование к использованию конструктивной картины - самостоятельность действий обучающихся с фигурками по картине, озвучивание каждого движения.

 

Детское иллюстрирование

     Детское иллюстрирование позволяет наглядно представить отдельные объекты или части читаемого рассказа. Детское иллюстрирование или рисование широко применимо в 1-4 классах. В зависимости от поставленной цели можно выделить несколько разновидностей иллюстрирования.

    1. Изображение отдельных предметов и действий для проверки отдельных слов. Рисунки выполняются детьми в ходе домашней работы или на уроке в виде схематичной зарисовки.

    Данный вид детского иллюстрирования не является самостоятельным методическим приёмом. Чаще всего он используется в процессе уяснения содержания текста, в ходе словарной работы на уроке.

    2. Рисунки к отдельным фразам, понимание которых слабослышащими затруднено, - другая разновидность детской иллюстрации. Затруднение в понимании текстов чаще всего встречается при чтении лирических стихотворений, в которых из-за образных выражений дети не представляют конкретной, реальной картины. Для проверки понимания ученикам предлагается сделать рисунок, отражающий содержание этих строк. Выполнение рисунков по прочитанному, их обсуждение и коллективное исправление помогают глубже осмыслить читаемое.

    3. Зарисовка ситуаций, картин, описанных в рассказе писателем. Она направлена на осмысление сюжета произведения и помогает выработать умение анализировать текст, выбирать наиболее важное и существенное. В конечном итоге данный вид иллюстрирования учит школьников составлению плана.

    Сначала учащимся предлагается нарисовать самое интересное или самое главное. Последовательность выполняемых рисунков поможет определить части текста. Затем слабослышащим детям помогают разделить текст на части и к каждой из них предлагают нарисовать рисунок.

    Опора на собственную иллюстрацию вносит в пересказ элемент творчества. Дети перестают быть прикованными к тексту, появляется несколько вариантов пересказа.

 

Словесное рисование

    Словесное рисование обеспечивает развитие воображения обучающихся и помогает проверить степень осмысления читаемого текста. Для выполнения задания педагога по словесному рисованию дети должны мысленно представить ту или иную ситуацию, осмыслить её и с помощью слова воссоздать в своём описании.

   

Беседа

    Беседа – один из методов работы на уроке чтения. Беседы помогают выяснить степень усвоения читаемого материала, осмысление причинно-следственных зависимостей и характеров персонажей. С помощью беседы обучающиеся учатся анализировать факты, отбирать материал, группировать его вокруг определённой темы.

    Беседа – это метод, который предполагает активность учителя и обучающихся. Педагог продумывает вопросы по тексту, по их последовательности и словесному оформлению. Кроме этого, учитель следит за ответами, исправляет их, дополняет, вовлекает в работу весь класс. Деятельность обучающихся в беседе не менее разнообразна: они должны отыскать в тексте нужный отрывок, выбрать из него данные и, систематизировав их, сформулировать ответ на поставленный вопрос.

    Кроме этого, дети следят за ответами своих товарищей, дополняют их, исправляют, высказывают своё отношение и критические замечания, задают вопросы. Беседа с учащимися предполагает умелое, искусное руководство ответами учеников. На уроке, как правило, на вопрос учителя можно услышать самые различные ответы, причём иногда противоречивые, взаимоисключающие друг друга. Это объясняется разным уровнем знаний школьников, их опытом, степенью понимания читаемого, уровнем развития речи. Задача учителя – выделить верный ответ или верную мысль и помочь детям выразить её словесно. Неверные ответы исправляются коллективно.

    Таким образом, учитель не только озабочен постановкой вопросов, их последовательностью и структурой, но руководит ответами обучающихся.

    Метод беседы важен и значим на уроках чтения, но, используя его в своей работе, надо помнить и о дидактических требованиях.

    1. Беседа не является универсальным методом, она лишь звено в цепи всей педагогической работы.

    2. Виды этого метода разнообразны. Беседа и готовит слабослышащих к новому рассказу, к новой теме, и помогает в процессе анализа текста, и учит выделять главное и существенное, и подводит школьников к обобщению и заключению.

    3. Место беседы на уроке и её характер зависят от конкретной цели урока и особенности читаемого художественного текста.

    4. В беседе должны быть активны обе стороны: учитель и обучающиеся.

    5. Эффективность беседы зависит от сочетания её с другими методами и приёмами и от того, созданы ли в классе условиями для активного выражения школьниками своих мыслей и чувств.

 

Пересказ

    Пересказ чрезвычайно важен на уроках чтения в школе слабослышащих. Значимость пересказа обусловлена недостаточным речевым развитием детей, их неумением выражать свои мысли в развёрнутой словесной форме.

    Наблюдения и анализ устных высказываний позволяют выделить некоторые особенности детских пересказов. Самым характерным является тяготение к дословному воспроизведению текста, пропуск частей, значимость и роль которых осознаётся недостаточно. Часто выпадают не второстепенные и малозначимые эпизоды, а то, что недостаточно осмыслено.

    Обучение пересказу осуществляется по этапам: по макету или конструктивной картине; по серии картин или иллюстраций; по опорным словам; по плану.

    Первоначальное обучение пересказу опирается на зрительные образы с учётом трудностей слабослышащих в переработке текста.

Пересказ по макету или конструктивной картине наиболее лёгкий, т.к. показанные педагогом макет или картина и собственные действия ученика помогают проследить динамику сюжета.

    Пересказ по картине или серии картин учит выделять в тексте основные моменты и соотносить словесное описание с изображением на картине.

    Так, сначала к картинкам (иллюстрациям) учащиеся подбирают отдельные предложения из текста, и они в совокупности представляют своеобразный пересказ. Потом педагог учит выбранные из текста предложения передавать своими словами, внося изменения в их структуру и лексическое оформление.

Затем к каждой картинке выбирают не одно, а несколько предложений, перефразируя их.

    Пересказ с опорой на иллюстрацию сохраняется и в 5-6 классах, но применяется реже других видов.

    Пересказ по опорным словам хорош в тех случаях, когда ученикам надо закрепить значительное число новых слов или усвоить специфическую лексику или фразеологию. Для преодоления трудностей в усвоении лексики учитель выписывает на доске необходимые для усвоения и запоминания слова. Обучающиеся включают их в предложения и позднее используют их при пересказе текста.

    Пересказ по опорным словам используют ещё и для того, чтобы привлечь внимание слабослышащих к выразительным средствам языка.

    Наиболее распространен в школе пересказ по вопросам. Этому пересказу учат с первого класса, когда с помощью вопросов выясняется степень понимания прочитанного текста. Сначала ставятся подробные вопросы, и среди них преобладают вопросы по фактическому конкретному материалу. Затем вопросы ставятся более обобщённые. На них уже нельзя ответить одним предложением, а надо проработать целую часть текста. В завершение вопросы по тексту представляют не что иное, как вопросный план к рассказу.

    Пересказ по вопросам сохраняется и в 4-6 классах, но используется в тех случаях, когда к рассказу трудно составить план, или при пересказе отдельных частей объёмного текста. Начиная с 3 класса, проводится пересказ по плану лишь тех литературных текстов, которые легко делятся на законченные по смыслу части. План определяет последовательность действий, а его обобщённые заголовки указывают на основную мысль каждой части. Задача педагога – помочь детям передать содержание каждой части своими словами, отобрав для пересказа только существенные факты. Подготовительная работа к пересказу по плану проводится во время чтения и разбора содержания текста.

 

    Для более полного и глубокого осмысления читаемого, для понимания лексики произведения применяются наглядные средства обучения. Поэтому средства наглядности всегда сочетаются со словом: в одном случае – со словом учителя, дающего объяснения на уроке, в другом – со словом печатным, передающим описание событий, людей в том или ином контексте.

    Все средства наглядности можно разделит на следующие группы.

    1. Средства натуральной наглядности – предметы, объекты действительности, гербарии, коллекции, чучела, муляжи, макеты.

    2. Иллюстративно-изобразительная наглядность – зарисовки детей, книжные иллюстрации, таблицы, схемы, художественные картины и репродукции, карты географические, фотоматериалы.

    3. Специфические средства наглядности – показ диафильмов, кинофильмов, прослушивание аудио записей.

    4. Средства словесной наглядности – запись на доске, настенный картинный словарь.

Таким образом, систематическое использование разнообразных методов, приёмов и средств обучения чтению способствует глубокому пониманию читаемого, созданию определённого настроя у детей для осознания прочитанного произведения.

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи
Учредитель
Информация
Музей школы

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz