Воскресенье, 18.11.2018, 21:41
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Как обучать ребенка чтению с губ?

Обучая ребенка чтению с губ можно идти двумя путями:

-первый – учить чтению с губ в быту, т. е. общаясь с ребенком;

- второй – использовать специальные игры-упражнения.

Чтобы научить детей различать с губ хотя бы два-три слова, нужно начать более интенсивно пользоваться устным словом в быту. Для этого можно в различных ситуациях общения выделить по два-три наиболее обиходных слова, самых употребительных. Важно, чтобы все члены семьи употребляли их в общении с ребенком.

Приемы обучения чтению с губ дома такие же, как и на занятиях в школе. Если на занятии возможность повторить слово большая, то в условиях бытовых ситуаций употребление слова ограничивается единичным или двукратным повторением. В домашних условиях слова повторяются изо дня в день и в одинаковой или похожей ситуации. Ребенку легче понять обращение в привычной деятельности. Перед тем как обучающийся начинает что-либо выполнять, к нему надо обратиться с инструкцией, которая побудила бы его к действию. Если он этого не понимает, необходимо показать, как надо выполнить то или иное поручение.

Привычная последовательность действий подскажет смысл обращенных к нему инструкций, различия в артикуляции в сочетании с соответствующими действиями помогут их понять. Перед выполнением какого-либо действия необходимо сосредоточить внимание ребенка на губах говорящего. Так должна проходить работа, связанная с выполнением режима дня. Можно использовать одновременно устно-дактильное обращение. Пока дети не умеют читать и не усвоили буквенный или звуковой состав слова, их возможности чтения с губ очень ограничены. А возможности различать и усваивать слова с руки говорящего большие. На этом этапе использование чтения с губ в общении воспитывает привычку обращать внимание на губы говорящего и различать слова. Это лишь подготовка к чтению с губ, которое наступит с усвоением слов (т.е. когда ребенок сумеет самостоятельно повторить их рукой) и с развитием навыка чтения с губ.

После того как обучающийся начнет самостоятельно проговаривать дактильно, требования к обучению чтению с губ усложняются.

По мере усвоения слов и звуков ребенка необходимо учить его повторять сопряженно с родителем или педагогом, затем побуждать к отраженному повторению слов, подражая взрослому. Когда воспитанник научился смотреть на губы говорящего, подражать видимым движениям артикуляции, положению губ при произнесении звуков [а], [о], [у], [в], видеть, различать их, следует привлечь его внимание к устной речи, пробудить во время подражательных упражнений интерес, который должен перейти в потребность различать движения губ. Для этого необходимо, чтобы сказанное и понятое слово имело жизненный смысл. Поэтому, как только ребенок станет смотреть на губы, надо начинать пользоваться в общении устным словом.

Чтобы общение было продуктивно для развития и совершенствования устной речи , оно должно осуществляться посредством слов и выражений, уже усвоенных в дактильной форме. С усвоением грамоты и накоплением слов в дактильной форме возможности узнавания слов по губам у детей возрастают. Они уже не только различают слова, прочитанные с губ, но и могут их повторить дактильно и частично устно. Разумное, умелое использование дактильных знаков окажет помощь в развитии устной и письменной речи. Сопровождать устное слово дактилированием нужно до того времени, пока ребенок его не запомнит.

Для развития навыка чтения с губ можно использовать специальные игровые приемы, которые используются также для закрепления навыка чтения, для понимания речи с руки.
Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи
Учредитель
Информация
Музей школы
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz