Четверг, 19.04.2018, 16:47
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Рекомендации по обучению произношению обучающихся с недостатками слуха

 Обучение детей с недостатками слуха произношению - очень длительный процесс во всем комплексе формирования его речи.

Чтобы добиться внятного произношения, необходимо большое терпение, тщательность, точность, систематичность. Этот процесс обучения требует наибольшего профессионального умения.

Эффект усвоения устной речи зависит не только от постановки звуков, которую осуществляет специалист, но и от внимания родителей к произношению ребенка в процессе общения с ним.

 Некоторые рекомендации по обучению произношению.

 Необходимо:

-развивать дыхание и голос;

-совершенствовать способность подражать,

-пытаться вызвать у ребенка некоторые звуки;

-закрепить уже поставленные;

-постоянно следить за произношением, за правильным ударением в словах;

-исправлять возникающие дефекты.

     Работа над дыханием

Правильное дыхание имеет огромное значение для произношения. Необходимо включать в ежедневные упражнения на занятиях специальные игры для развития дыхания. Большинство из них используются одновременно и для развития подражания, но при этом необходимо особенно строго следить за точностью подражания для развития правильного, глубокого дыхания.

Упражнения на развитие дыхания начинают с подражательных действий, таких как дутье на полоски бумаги, ватку. Нужно учить ребенка дуть без голоса, не сильно, дуть плавно, не раздувая щеки. Вначале педагог или родитель проделывает это сам, положа на руку ребенка кусочек ватки и дуя на него, чтобы воспитанник почувствовал дыхание на руке. Затем он самостоятельно проделывает то же, сначала с рукой взрослого, затем со своей. Когда ребенок, соблюдая перечисленные условия, будет выполнять это простейшее упражнение, можно дать ему раздувать цветные нарезанные полоски бумаги; научится дуть  у него разовьется умение правильно дышать. Педагог может присоединить к дыхательным упражнениям голос, сочетая дыхательные упражнения с произнесением слогов. При этом следует увеличивать количество слогов на один выдох.

Работа над голосом.

Бывает, что неслышащий ребенок использует голос, чтобы таким способом привлечь к себе внимание. Иногда голос у него прорывается случайно, в связи с каким-нибудь поразившим его событием, в игре. Во всех этих случаях надо не упустить момент, чтобы закрепить умение ребенка сознательно дать голос. Можно приложить руки ребенка к щекам взрослого и произнеси протяжно слово«мама». Затем пусть он сам приложит руки к своим щекам. Ребенок, подражая взрослому, сразу дает голос. Необходимо следить, чтобы он при этом не гнусавил. Можно показать, что в носу вибрации нет, только в щеках. Если такой дефект появится, чтобы не закрепить его, надо избегать произносить звук [м]и слоги с ним. Более безопасен в этом отношении слог[па].

При громком произнесении слогов необходимо приложить руки ребенка к своей гортани, груди. Он при этом будет ощущать не только вибрацию гортани, но и почувствует, что она дрожит. Для вызывания голоса существуют такие приемы:

-укачивать куклу, громко напевая [а-а-а];

-прицеливаясь из игрушечного ружья, громко и выразительно говорить[паф];

-двигая по столу паровоз (поезд), протяжно произносить[у-у-у],

-двигая лошадку, произносите [о-о-о] (это [но], в котором звук [н] просто не виден). Ребенок подражает всему этому.

Во всех этих случаях руки ребенка необходимо прикладывать к своей гортани, чтобы зрительное восприятие произношения подкрепить ощущением вибрации. С появлением голоса и развитием самого элементарного навыка правильного дыхания, упражнения на развитие голоса выполняются одновременно с развитием дыхания.

Необходимо учить на одном дыхании с голосом произносить гласные, например [а], [о], [у]. Еще лучше произносить их в слогах: [мааааа], [пу], [му] и т. д., в зависимости от того, какие звуки уже появились.

Когда в процессе занятий у обучающегося появится какой-либо звук, слог (что часто бывает), необходимо похвалить его за удачу, постараться, чтобы он повторил его. Закрепить звук можно связав его с соответствующим дактильным знаком. Чем точнее ребенок научится подражать движениям речевых органов, тем успешнее он будет усваивать устную речь. Упражнения нужно выполнять ежедневно, переходя к новым движениям на подражание, не забывать возвращаться к прежним, повторять их. Можно использовать для подражательных дыхательных и голосовых упражнений произношение таких легкоразличимых на зрение согласных звуков, как [п], [т], [в], [ф], [л] в сочетании с гласными[а],[о], [у], [и],[ э].

В результате всех используемых подражательных, дыхательных упражнений, упражнений в связи с развитием голоса, осуществлением проб у ребенка появятся некоторые звуки. Они должны стать основой для формирования произношения.

 Что такое основные звуки?

В первую очередь ребенок должен усвоить основные звуки. Их можно временно использовать в качестве заменителей. Смысл этой системы обучения произношению заключается в том, что более сложные звуки речи ребенок должен временно заменять более доступными ему, но сходными по артикуляции. Например, основной звук [с] заменяет звуки [ч], [ш] и [ц]; звук [к]— звуки [г], [х], [ т], [д]. Если ребенок будет правильно, внятно произносить основные звуки, то, несмотря на большое количество звуков-заменителей, речь его будет понятна окружающим. Постепенно с усвоением остальных звуков произношение будет уточняться.

Для обучения неслышащих детей произношению необходимо руководствоваться следующими правилами:

-Следить за тем, чтобы ребенок отраженно повторял обращенную к нему речь.

-Не добиваться сразу постановки (вызывания) неподдающегося звука.

-Не задерживаться на одном звуке, а постепенно, систематическими упражнениями совершенствовать качество произношения от занятия к занятию.

-Появившийся у ребенка звук сразу соединять с дактильным знаком и буквой; закреплять его в слове.

-Давать прочитывать знакомое слово с этим звуком.

-Работая над звуком, не забывать использовать остатки слуха.

-Внимательно прислушиваться к произношению ребенка, просить его повторить сказанное. Это напоминание заставит его постараться восстановить знакомые ему ощущения правильного произношения и самому исправить ошибку, приучит к тому, что говорить надо всегда хорошо.

-Не требовать самостоятельного употребления в быту устного слова до тех пор, пока оно не будет правильно произнесено в пределах допустимых замен звуков.

-Следить за слитным произношением слов.

-Следить за правильным ударением в словах. Ударный слог нужно выделять не громким произнесением, а длительным произношением гласного звука в этом слоге.

-Стараться, чтобы ребенок мог чаще и больше ощупывать положение речевых органов взрослого при произнесении звуков. В результате он хорошо может воспринять разницу в произношении звуков [а] и [у] или ощутить пальцем вибрацию кончика языка при произнесении [р] и т. п. Все это поможет ему в усвоении звуков.

Таким образом, родителям необходимо выполнять все рекомендации педагогов-дефектологов по обучению неслышащих обучающихся произношению, по работе над просодической стороной речи.

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz