Особенности развития личности детей с нарушением слуха.
Личность ребенка формируется постепенно в процессе
коммуникативных действий со взрослыми и сверстниками, в процессе получения
социального опыта.
Личность ребенка с недостатками слуха формируется в условиях
дефицита информации, поступающей через слуховой анализатор. Это затрудняет
процесс общения с нормально слышащими людьми, обедняет социальный опыт ребенка.
Акустическое восприятие имеет большое значение в
формировании эмоциональной сферы. Ребенок с нарушением функций слухового
анализатора зачастую лишается возможности слушать музыку, звучание человеческой
речи, что приводит к дефициту эмоций, упрощению межличностных отношений. А. П.
Гозова отмечает у глухих детей значительные трудности понимания различных
оттенков эмоций у других людей, у них с трудом формируются морально-этические
представления и понятия.
В. Петшак отмечает замедленное формирование
самоконтроля за собственными эмоциями, чувствами, поведением у детей с
нарушением слуха. При неблагоприятном социальном окружении у ребенка с
недостатками слуха могут развиться такие негативные черты характера, как
эгоцентричность, ригидность, повышенная внушаемость, импульсивность.
Правильно построенная коррекционная работа
способствует формированию у детей тонкого понимания окружающей
действительности, личностных особенностей других людей и межличностных
отношений. Сурдопсихолог привлекает внимание ребенка к изучению мимических
движений, выразительных движений в жестовой речи. Большое значения для
формирования личности ребенка играет семейное воспитание. В зависимости от
того, имеются ли у родителей нарушения слуха, сурдопсихолог дает
соответствующие рекомендации по воспитанию ребенка.
Важную роль в развитии эмоциональной сферы глухого
ребенка играет воображение и внутренняя речь. Эта способность очень хорошо
развивается в процессе прочтения художественной литературы, когда проявляется
интерес к переживаниям героев произведений.
|