Пятница, 23.02.2018, 09:35
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Общая характеристика своеобразия лексического запаса детей с ограниченными возможностями здоровья по

При построении словарной работы необходим учет особенностей лексического запаса обучающихся, тенденций в понимании и употреблении ими лексики.

Большинство обучающихся, поступающих в школу, не владеют словарным запасом в той мере, в какой им владеют слышащие дети. Словарный запас некоторых из них ограничен, они не могут назвать даже самые обиходные предметы (книга, коробка, тарелка, дверь и т. п.), действия (бежит, прыгает, идет), признаки (большой, сладкий, маленький) и т. п. Слова же, которые в какой-то степени обучающимся известны, очень часто искажаются ими: одни звуки заменяются другими («тамалет» — самолет), опускается начало слова («рибиши» — гребешок) или его конец («конве» — конверт); нередко в произношении выпадают безударные слоги в середине слова, а в некоторых словах сохраняется только один ударный слог. Все это ведет к неустойчивости знания значений слов и их смешению, особенно в случаях некоторого сходства звуковой структуры (погостить погасить; одежда одеты).

Ограниченность словаря, неточное понимание значения слов приводят к своеобразному употреблению их в речи. Нередко дети с недостатками слуха наделяют слово другим значением. Вариативность замен весьма разнообразна:

  • общее понятие заменяется частным (книга букварь);
  • частное — общим (кастрюля посуда);
  • название целого заменяется названием части (умывальник кран);
  • встречаются ситуативные замены (кран водопровод);
  • взаимозамены названий предметов и действий (вода умывается, копает лопата);
  • предметов и признаков (деревянный парта, мел белый);
  • замены названия предмета названием его содержимого (чайник чай).

Не владея языковыми способами обобщения, опираясь в поз­навательной деятельности на наглядно-ситуативные представления, поступившие в школу дети, отражают в лексике эти особенности своего мышления. Особенно ясно это проявляется в употреблении одних слов вместо других по общности наглядной ситуации, с которой связаны предметы (конверт марка, снег зима, ведро вода).

Ограниченные слуховые данные неслышащих обучающихся сказываются и на усвоении ими звукового состава языка. Даже у тех из них, которые имеют достаточно развитую речь, обнаруживаются дефекты звукопроизношения. С одной стороны, это искажения отдельных звуков при сохранной структуре слова (т.е. полное количественное соответствие гласных звуков при сохранении лишь некоторых согласных):

- звуков, сходных по способу образования;

- звуков, сходных по месту образования;

- мягких и твердых звуков.

 С другой стороны, это искажения, нарушающие структуру слова. К их числу относятся:

- выпадение и включение отдельных слогов и звуков;

- перестановка звуков и слогов при сохранности общего контура слова. Характерно, что ударные звуки, т. е. звуки наиболее доступные для слухового восприятия, обычно сохраняются. Эта же закономерность распространяется и на слоговые сочетания с ударными звуками.

Большое своеобразие в понимании и употреблении лексики детьми с ограниченными возможностями здоровья по слуху вносится отсутствием на первых порах единства лексического и грамматического значения слов. Не владея системой грамматических дифференцировок, необходимыми грамматическими обобщениями и соответствующими им формами, обучающиеся смешивают части речи, игнорируют или неправильно оценивают роль формо - и словообразующих элементов («мама купила кислый лимонный»; «я обед»; «папа дерево пила»; «папа читатель газету»).

Поэтому, в работе по формированию лексического запаса необходимо учитывать все эти особенности понимания и употребления слов детьми с нарушением слуха.

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи
Учредитель
Информация
Музей школы

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz