Модернизация отечественной системы образования – процесс многоступенчатый, в котором переход на новые образовательные стандарты обозначен в русле проекта «Наша новая школа» и обеспечивает, наряду с другими инициативами, повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Это, в свою очередь, является стратегической целью государственной политики в области образования.
Государственный стандарт (ФГОС НОО обучающихся для детей с ОВЗ) определяет обязательные требования к условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывает их особые образовательные потребности и подчеркивает, что развитие личности обучающихся происходит внутри нераздельности обучения и воспитания, в доступной учебной и иной деятельности («разнообразие организационных форм образовательного процесса»). Очевидна весомость решения задачи «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия», чему служит программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, являющаяся составляющей содержательного раздела адаптированной основной общеобразовательной программы. Программа «Формирование навыков жизнестойкости у неслышащих обучающихся» включена во внеурочную деятельность школы.
Наше сегодня – время динамично меняющейся социальной обстановки. Важно помогать человеку уже со школьных лет находить опору в самом себе, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и навыки взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности. Рассматривая понятие жизнестойкости как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития» [1], мы обращаемся к психологической природе здоровья, ориентируясь на следующие характеристики: принятие себя, принятие других людей, хорошие рефлексивные способности, стремление к самоизменению и развитию.
У детей с нарушением слуха выявлены затруднения в установлении межличностных отношений в учебном коллективе сверстников, подверженность манипуляциям извне, неумение самостоятельно принимать решения, зависимость самооценки от окружающих. Именно в младшем школьном и подростковом периодах нередко возникают условия, в которых внутренние ресурсы психологической защиты и адаптивные возможности личности к требованиям среды оказываются недостаточными.
Содержание курса занятий направлено на формирование и развитие навыков конструктивного (совладающего) поведения детей в сложных жизненных ситуациях (умение обратиться за помощью или сказать «нет», адекватное реагирование на критику и высказывание своих чувств, ситуации фрустрации, др.). Используются интерактивные методы и психолого-педагогические технологии сопровождения, такие как позитивный анализ трудных ситуаций жизни, ролевые игры - «проигрывание» ситуаций стресса, расширение кругозора и внутренней культуры, анализ детских рисунков и рассказов о значимых переживаниях с целью выявления индивидуальных защитных барьеров психики обучающегося.
Само слово «совладание» происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает «справиться», «привести в порядок», «подчинить себе обстоятельства» [2]. Психологическая защита включается автоматически и является неосознанной. Однако личность, будучи существом социальным, сознательным и самостоятельным, безусловно способна разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением, руководствуясь сознательно сформулированной программой. Для обозначения ее используется понятие копинг-поведение (copyng), или осознанные стратегии совладания.
Надо отметить принципиальную возможность обучения совладанию, позволяющему справиться с внутренним дискомфортом и улучшить свое душевное состояние. Совладание реализуется на одном из уровней: поведение, эмоциональная проработка подавленного переживания, познание.
В нашей практике в основу развития поведенческих стратегий у обучающихся легла разработка «Учимся владеть чувствами» Элизабет Крейри. Узнаваемые ситуации детства «Я расстраиваюсь», «Я сержусь» и др. [5] позволяют исследовать эмоциональную сферу «при критическом рассогласовании картины мира или картины самого себя с новой информацией» и необходимости «стабилизировать личность» [2], обучать детей пониманию своих эмоциональных свойств и характерных способов реагирования. Предъявление материала в виде практикума (игрового тренинга) дает обучающимся реалистичную модель эффективной совладающей стратегии.
Условием для реализации и завершения эмоциональной разрядки, для освобождения от подавленного травмирующего переживания часто служит проговаривание (вербализация) его. Человек «выговаривается», и очаг напряжения разрешается (нивелируется). Для ребенка рисунок является коммуникативным средством выражения чувств: главный персонаж рисунка, как правило, метафора личности ребенка, а события, происходящие на рисунке, - метафоры субъективного восприятия событий, в которые эмоционально он вовлечен. При рисовании соблюдается принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого грубого воздействия на психику, также принцип «режиссера фильма» (ребенок – единственный творец создаваемой истории, а взрослый может предлагать варианты развития сюжета, которые ребенок принимает или нет). При работе с негативными эмоциями ребенка эффективно введение в ткань сюжета «волшебной палочки» или другой могущественной силы, помогающей персонажу справиться с проблемами, что приводит к облегчению состояния и сохранению позитивного якоря, сформированного во время арт-терапевтической сессии, за ее рамками в повседневной жизни [4].
Значимы в нашей работе сказкотерапевтические подходы. С незапамятных времен притчи служили способом передачи культурных ценностей. Прямое моральное поучение воспринимается как давление и поэтому часто отвергается. Однако наставление, облеченное в форму интересно рассказанной и приятной истории, принимается легко [3]. Для этого необходимо добиться такого расслабленного, почти дремотного, состояния, которое облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными.
«Если вспомнить, сколько препятствий встречаются ребенку на каждом шагу, не стоит удивляться, что его реакция на них не всегда адекватна... За каждым примером его неправильной реакции на окружающую обстановку кроется целый ряд попыток отреагировать правильно и преуспеть в жизни», - сказал А.Адлер. Шансы ребенка стать здоровым, независимым и ответственным во многом зависят от того, насколько его собственное «Я» способно справиться с внешним и внутренним дискомфортом, т. е. защитить себя и быть способным самостоятельно принимать решения. Тот опыт, который дети приобретают, переживая и преодолевая трудные и неприятные жизненные ситуации, неизбежно приводит не только к изменениям их психической сферы, но также к перестройке всей личности [2].
|