Среда, 14.11.2018, 14:01
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Развитие способности к совладанию – звено в формировании навыков жизнестойкости

Введение

Наименование разработки

Статья «Развитие способности к совладанию – звено в формировании навыков жизнестойкости»

 

Целевая

группа

Педагоги общеобразовательных школ

Область применения разработки

При обогащении содержания работы по формированию навыков жизнестойкости у школьников с ограниченными возможностями здоровья

 

1.Основания для разработки

Документ (документы), на основании которых выполняется работа

Методические рекомендации управления по разработке программ по формированию жизнестойкости № 5486 от 20.10.2014 г.

Методические рекомендации управления № 3015 от 14.11.2014г. «Об организации работы» (примерные программы по формированию навыков жизнестойкости у обучающихся)

 

2. Назначение разработки

Цель

Развитие профессиональных компетенций педагогов в области формирования навыков жизнестойкости у обучающихся с ОВЗ

 

3. Консультационный текст (контент) консультации

Модернизация отечественной системы образования – процесс многоступенчатый, в котором переход на новые образовательные стандарты обозначен в русле проекта «Наша новая школа» и обеспечивает, наряду с другими инициативами, повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Это, в свою очередь, является стратегической целью государственной политики в области образования.

Государственный стандарт (ФГОС НОО обучающихся для детей с ОВЗ) определяет обязательные требования к условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывает их особые образовательные потребности и подчеркивает, что развитие личности обучающихся происходит внутри нераздельности обучения и воспитания, в доступной учебной и иной деятельности («разнообразие организационных форм образовательного процесса»). Очевидна весомость решения задачи «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия», чему служит программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, являющаяся составляющей содержательного раздела адаптированной основной общеобразовательной программы. Программа «Формирование навыков жизнестойкости у неслышащих обучающихся» включена во внеурочную деятельность школы.

Наше сегодня – время динамично меняющейся социальной обстановки. Важно помогать человеку уже со школьных лет находить опору в самом себе, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и навыки взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности. Рассматривая понятие жизнестойкости как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития» [1], мы обращаемся к психологической природе здоровья, ориентируясь на следующие характеристики: принятие себя, принятие других людей, хорошие рефлексивные способности, стремление к самоизменению и развитию.

У детей с нарушением слуха выявлены затруднения в установлении межличностных отношений в учебном коллективе сверстников, подверженность манипуляциям извне, неумение самостоятельно принимать решения, зависимость самооценки от окружающих. Именно в младшем школьном и подростковом периодах нередко возникают условия, в которых внутренние ресурсы психологической защиты и адаптивные возможности личности к требованиям среды оказываются недостаточными.

Содержание курса занятий направлено на формирование и развитие навыков конструктивного (совладающего) поведения детей в сложных жизненных ситуациях (умение обратиться за помощью или сказать «нет», адекватное реагирование на критику и высказывание своих чувств, ситуации фрустрации, др.). Используются интерактивные методы и психолого-педагогические технологии сопровождения, такие как позитивный анализ трудных ситуаций жизни, ролевые игры - «проигрывание» ситуаций стресса, расширение кругозора  и внутренней культуры, анализ детских рисунков и рассказов о значимых переживаниях с целью выявления индивидуальных защитных барьеров психики обучающегося. 

Само слово «совладание» происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает «справиться», «привести в порядок», «подчинить себе обстоятельства» [2]. Психологическая защита вклю­чается автоматически и является неосознанной. Однако личность, будучи существом социальным, сознательным и самостоятельным, безусловно способна разрешать внут­ренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением, руководствуясь сознательно сформулиро­ванной программой. Для обозначения ее используется понятие копинг-поведение (copyng), или осознанные стратегии совладания.

Надо отметить принципиальную воз­можность обучения совладанию, позволяющему спра­виться с внутренним дискомфортом и улучшить свое душевное состояние. Совладание реализуется на одном из уровней: поведение, эмоциональная проработка подавленного переживания, познание.

В нашей практике в основу развития поведенческих стратегий у обучающихся легла разработка «Учимся владеть чувствами» Элизабет Крейри. Узнаваемые ситуации детства «Я расстраиваюсь», «Я сержусь» и др. [5] позволяют исследовать эмоциональную сферу «при критическом рассогласовании картины мира или картины самого себя с новой инфор­мацией» и необходимости «стабилизировать личность» [2], обучать детей пониманию своих эмоциональных свойств и характерных способов реагирования. Предъявление материала в виде практикума (игрового тренинга) дает обучающимся реалистичную модель эффективной совладающей стратегии.

Условием для реализации и завершения эмоциональной разрядки, для освобождения от подавленного травмирующего переживания часто служит проговаривание (вербализация) его. Человек «выговаривается», и очаг напряжения  разрешается (нивелируется). Для ребенка рисунок является коммуникативным средством выражения чувств: главный персонаж рисунка, как правило, метафора личности ребенка, а события, происходящие на рисунке, - метафоры субъективного восприятия событий, в которые эмоционально он вовлечен. При рисовании соблюдается принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого грубого воздействия на психику, также принцип «режиссера фильма» (ребенок – единственный творец создаваемой истории, а взрослый может предлагать варианты развития сюжета, которые ребенок принимает или нет). При работе с негативными эмоциями ребенка эффективно введение в ткань сюжета «волшебной палочки» или другой могущественной силы, помогающей персонажу справиться с проблемами, что приводит к облегчению состояния и сохранению позитивного якоря, сформированного во время арт-терапевтической сессии, за ее рамками в повседневной жизни [4]. 

Значимы в нашей работе сказкотерапевтические подходы. С незапамятных времен притчи служили способом передачи культурных ценностей. Прямое мо­ральное поучение воспринимается как давление и поэто­му часто отвергается. Однако наставление, облеченное в форму интересно рассказанной и приятной истории, принимается легко [3]. Для этого необходимо добиться та­кого расслабленного, почти дремотного, состояния, ко­торое облегчает обучение и делает открытость и готов­ность принять изменения наиболее вероятными.

«Если вспомнить, сколько пре­пятствий встречаются ребенку на каждом шагу, не стоит удивлять­ся, что его реакция на них не все­гда адекватна... За каждым приме­ром его неправильной реакции на окружающую обстановку кроется целый ряд попыток отреагировать правильно и преуспеть в жизни», - сказал А.Адлер. Шансы ребенка стать здоровым, независимым и ответ­ственным во многом зависят от того, насколько его соб­ственное «Я» способно справиться с внешним и внут­ренним дискомфортом, т. е. защитить себя и быть спо­собным самостоятельно принимать решения. Тот опыт, который дети приобретают, переживая и преодолевая  трудные и неприятные жизненные ситуации, неизбежно приводит не только к изменениям их психической сфе­ры, но также к перестройке всей личности [2].

 

 

4. Список литературы и других источников, которые использовались для подготовки текста консультации

1.                Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие. Составители Борисенко О.В., др.–Барнаул, 2014.–184с.

2.                Никольская И.М. Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. -= СПб.: Речь, 2001. – 507 с.

3.                Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. – М.: ФОРУМ, 2013. – 152 с.

4.                Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер. с нем./ СПб.: Издательство Пирожкова. (Серия «Новый импульс») 2001. – 256 с.

5.                Элизабет Крейри. Я расстраиваюсь (и др.)Пер. с англ. – СПб.: АО «Комплект», 1995. (Серия «Учимся владеть чувствами»).

 

5.Фамилия, имя, отчество разработчика, должность

Реутова Наталья Валентиновна, педагог-психолог КГКОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1»

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи
Учредитель
Информация
Музей школы
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz