Среда, 14.11.2018, 14:26
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Организация и содержание работы по развитию речи во внеурочное время

Основная цель занятий по развитию речи во внеурочное время- развитие устной разговорно-обиходной речи обучающихся с ОВЗ, расширение границ их речевой практики.

Занятие над речью во внеурочное время строится по тем же дидакти­ческим принципам, что и урок, но имеет свои особенности. Так же как и урок, занятие по развитию речи ограничено вре­менем (40 минут) и проводится учителем со всем составом уча­щихся данного класса.

По своей организации занятие по развитию речи отличается от урока: оно проводится за пределами классной ком­наты в более свободной, непринужденной обстановке. Школьники располагаются группой, полукругом, стоят или сидят.

Словесное общение учащихся во время занятия ведётся без поднятия рук и строгой регламентации, характерной для урока. На таком занятии могут присутствовать учащиеся из других клас­сов, выпускники школы, родители. Учитель организует разговор детей парами, тройками, группами, а также одного ученика со всеми присутствующими или всех присутствующих на занятии с приглашенными детьми и взрослыми.

Учитель вводит обучающихся с ОВЗ в мир человеческого общения, опираясь не только на память и речь, но и на эмоции учеников. Известно, что разговорной речи свойственна эмоциональность и выразительность. Подключение эмоциональной сферы в процесс обучения речи превращает занятие в интересную игру. Внимание учащихся направлено не на выполнение различного рода упраж­нений, как на уроке, а на содержание и смысл конкретной рече­вой ситуации.

Овладение разговорной речью во многом зависит от ее вос­приятия. Речевой материал, даваемый ученикам, воспринимается слухозрительно, зрительно или на слух. Учитель постоянно рабо­тает над развитием остаточного слуха учащихся и внятным произ­ношением в соответствии с требованиями программы того или ино­го класса. В связи с тем, что работа над речью проводится за пре­делами классной комнаты, школьники могут пользоваться инди­видуальными слуховыми аппаратами. Аппаратура коллективного пользования может быть подключена при обсуждении итогов за­нятия, когда дети возвращаются в класс.

          Общение учащихся на занятиях по развитию речи во внеурочное время осуществляется на основе устной речи. Дактилология использу­ется при затруднениях в устном общении в качестве вспомога­тельного средства, когда  слово или реплика оказываются труд­ными для восприятия по чтению с губ или слухозрительно (новые слова, длинные фразы, а также при недостаточном освещении или большом расстоянии до собеседника). Дактилирование сопровож­дается устным проговариванием.

                Речевой материал,  который должен усваиваться учащимися, дается в качестве образца в виде устной речи учителя. Речь учителя должна быть естественной, достаточно эмоцио­нальной и  выразительной. В разговоре с учениками учитель вы­ражает свое одобрение, недоумение, утверждение, согласие или несогласие. Так же как и со слышащими детьми, можно сказать строго и весело, пошутить и посмеяться.

                Речевой материал для разговорной речи, который дается в программах по русскому языку и другим предметам, является обя­зательным для закрепления в часы занятий по развитию речи. Речевой запас обучающихся с ОВЗ расширяется и обогащается за счет слов, словосочетаний и фраз, необходимость в которых воз­никает в процессе общения, варьирования речевого материала. Смысловые значения новых слов уточняются благодаря включению их в разнообразные условия общения.

               При отборе и группировке речевого материала следует придерживаться коммуникативно-тематического принципа. Он предполагает овладение словами и фразами, необходимыми для общения по той или иной теме. Навыки в овладении диалогом формируются постепенно в той последовательности, которая предусмот­рена программой по развитию речи: от умения понимать и выполнять поручение (приказание, просьбу), обращаться с прось­бой,  к умению отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в диалоге. Учитель постоянно возвращается к знакомым типам пред­ложений в разных речевых ситуациях.

               Непосредственное общение предполагает неподготовленность высказываний, поэтому речевой материал не заучивается. Слова и фразы непроизвольно входят в речевой запас учащихся, благо­даря частому повторению их употребление становится автомати­ческим.

               Педагог постепенно подводит школьников к высказываниям о том, что имело место в их предшествующем опыте (например, о том, что они видели на прогулке, что делали дома во время ка­никул, как провели праздник и т. п.). Занятия по развитию речи во внеурочное время проводят учителя-словесники, учителя начальных классов, воспитатели. Это позволяет закреплять и совершенствовать речевые навыки и умения, полученные на уроках.

               Время проведения занятий регламентируется расписанием, ко­торое может меняться каждую четверть или полугодие. В неко­торых случаях часы занятий могут быть сдвоены. Место проведения занятия определяется в зависимости от его темы, цели и возможностей школы. Необходимо шире использовать теплое время года и проводить занятия на свежем воздухе: на пришкольном участке, в ближайшем парке, в лесу, на спортивной или игровой площадках и т. п. В условиях школы занятия проводятся в игровой комнате, в актовом или спортивном зале, в школьной библиотеке или читальном зале, в помещении интерната, в столовой. При подведении итогов заня­тия школьники могут вернуться в помещение классной комна­ты, чтобы сделать необходимые записи.

В содержание обучения входит овладение разговорно-обиходной речью, умение варьировать речевой материал в процессе ре­чевой коммуникации. Речевые умения и навыки закрепляются и обогащаются в связи с участием детей в следующих видах дея­тельности: в работе с книгой, c журналом, в играх, экс­курсиях, в беседах. Наибольшее количество времени отводится в начальных классах играм и экскурсиям, а в средних и старших классах на работу с книгой, журналом, экскурсиям.

Некоторую тематику занятий учитель определяет самостоя­тельно. Это может быть подготовка к праздникам, проведение дней правил дорожного движения, школьных дел и т. п.

На занятиях по развитию речи во внеурочное время используются разно­образные методы обучения. При выборе метода учитель руковод­ствуется положением современной дидактики, которая утверждает, что метод определяется задачами, содержанием обучения и воз­растом обучающихся с ОВЗ. В зависимости от того, рассказывает или спра­шивает учитель, организует наблюдения или практические рабо­ты, демонстрирует картины, модели, фильмы или мультимедийные презентации, проводит экскур­сии или беседы, определяются различные методы обучения: рассказ, беседа, наблюдение, практическая работа, демонстрация, экскурсия и т. д.

Использование указанных методов на занятиях по развитию речи учащихся за пределами урока имеет свою специфику: они направлены на развитие разговорно-обиходной речи обучающихся с ОВЗ. Организация словесного общения школьников в разных ситуаци­ях, вооружение их необходимым речевым материалом и воспита­ние навыка пользоваться этим материалом в общении с окру­жающими — основные пути, при помощи которых педагог решает поставленные задачи на занятиях во внеурочное время.

Использование методов и приемов обучения требует учета психофизических особенностей учащихся, уровня речевого разви­тия и предшествующей подготовки. В младших классах наиболь­шее применение находят наглядные и практические методы. Сло­весные методы вводятся постепенно на основе подготовленности обучающихся с ОВЗ к восприятию и пониманию речевого материала и раз­вития их мышления.

Чередуя методы обучения и изменяя характер деятельности обучающихся с ОВЗ на занятии, педагог поддерживает интерес учеников и поч­ти исключает их утомляемость.

Использование различных методов на занятии и разные ком­муникативные условия общения способствуют порождению выска­зываний. Язык в этих условиях выступает не только как средство общения, по и как средство получения и сообщения новой инфор­мации, развития мышления обучающихся с ОВЗ.

Каждый ученик должен чувствовать себя равноправным участ­ником разговора, не бояться совершить ошибку. Педагог обязан доброжелательно относиться к его высказываниям, создавая та­ким образом возможности для проявления речевой инициативы и самостоятельности.

На занятиях по развитию речи во внеурочное время используют на­глядные и технические средства (предметы, картины, ИКТ).  

Для младших школьников важно организовать игровые угол­ки или комнаты с набором игрушек, кукольной мебели, посуды, одежды, иметь настольные игры, маскарадные костюмы, маски, спортинвентарь и т. д.

Разнообразие методов и приемов обучения с учетом возраста и речевого развития учащихся, использование занимательных форм подачи материала, наглядных и технических средств, а так­же новые условия общения, отличные от урока, сделают занятия интересными и нужными для ребят.

При планировании занятия по развитию речи во внеурочное время педагог продумывает его тему, цели (образовательная, коррекционно-развивающая и воспитательная), оборудование и весь ход занятия. Заранее определяется и место его проведения. Темой занятия может быть игра, экскурсия, бесе­да, встреча и т. п., а также подготовка к ним или обсуждение результатов участия обучающихся с ОВЗ в том или ином виде деятельности. Учебная цель отражает конкретные речевые умения и на­выки, которыми овладевают учащиеся. Например, уметь пользо­ваться речевым материалом, связанным с игрой, экскурсией, встре­чей, задавать вопросы и отвечать на них. Коррекционно-развивающая цель включает в себя развитие устной речи, слитности произношения, навыков самоконтроля за произношением, развитие слухового восприятия, психических процессов обучающихся с ОВЗ.  Воспитательная цель определяется в зависимости от темы и учебной цели занятия. Это может быть воспитание взаимопомощи, сотрудничества, уважение к старшим, забота о младших, воспитание культуры поведения и т.д.

При планировании хода занятия по развитию речи во внеурочное время педагог выделяет основные его этапы. Ход занятия не должен ко­пировать урок. Каждый этап занятия по развитию речи представляет собой организацию словесного общения школьников при участии их в том или ином конкретном виде внеклассной деятельности. Этапы занятия необходимо варьировать. В начале за­нятий учитель побуждает детей к разговору о теме и цели пред­стоящей работы, к обсуждению ее плана, а также знакомит уча­щихся с новыми словами и предложениями, которые будут необ­ходимы на данном занятии.

В ходе занятий педагог создает условия для речевого обще­ния учеников своего класса с товарищами по школе, приглашен­ными детьми и взрослыми, слышащими сверстниками в связи с участием в играх, викторинах, конкурсах, общественно полезном труде и других видах деятельности. В конце занятия проводится обсуждение его результатов и оценивается речь школь­ников. Оценка речи учащихся является итогом работы по теме, поэтому на каждом занятии она не обязательна.

Описанный ход занятий по развитию речи во внеурочное время необхо­дим учителю для составления плана работы на каждое занятие, но такой ход занятия не является единственно возможным вариан­том. При разработке занятия педагогу необходимо проявлять ини­циативу и творческий подход, учитывать уровень речевого и об­щего развития обучающихся с ОВЗ, их предшествующий речевой опыт.

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи
Учредитель
Информация
Музей школы
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz