Среда, 22.08.2018, 02:51
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Особенности овладения навыками чтения

Чтение – сложный аналитико-синтетический процесс, включающий зрительное восприятие и узнавание буквенных образов слов, перевод их в звуковой строй речи и осмысление прочитанного (слов, предложений, текста). Процессом чтения учащиеся овладевают постепенно и проходят путь от аналитического (чтения по слогам) к синтетическому (чтение целыми словами), а затем к автоматизированному чтению, когда механизм чтения сливается с осмыслением и представляет одновременный акт.

Путь становления полноценного навыка чтения у неслышащих детей более длителен и своеобразен, чем у слышащих. Он тесно связан с проблемой речевого и общего развития этих детей. Овладение языком необходимо для формирования логического мышления получения и фиксации знаний, усвоения морально-этических понятий, для социальной адаптации. Владение языком – необходимое условие для эффективной читательской деятельности. Неслышащие дети приобщаются к языку в условиях специально организованного педагогического процесса, который растянут во времени, осуществляется по особой программе.

Для формирования техники чтения (правильности, беглости выразительности) и понимания читаемого (сознательности, беглости, выразительности) и понимания читаемого (сознательности чтения) важное значение имеет специально проводимая работа над произношением, развитием устной и письменной речи, ее словарным составом и грамматическим строем.

Техника чтения у слабослышащих детей вырабатывается параллельно с развитием фонетической стороны речи и таких ее элементов, звукопроизношение, голосообразование, регулировка дыхания, соблюдение пауз на знаках препинания, словесного ударения и орфоэпических норм. Отработка артикуляционных навыков с голосовым аккомпанементом, проводимая на основе сохранных анализаторов, при использовании звукоусиливающей аппаратуры, предполагает постепенность и поэтапность обучения, соблюдение сокращенной системы фонем (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина). Соответственно этому строится работа над правильностью, беглостью и выразительностью чтения.

Стойкими ошибками в правильности чтения не только в младших, но и в средних классах являются:

- искажение звукового образа слов, так как искажаются звуки (г, с, ж, ч, ш) в середине, опускаются на конце слов;

- неправильная постановка ударения в знакомых словах;

- несоблюдение орфоэпических правил, хотя правила учащимся знакомы: не опускают непроизносимые согласные, читают окончания «того», «его», не оглушают согласные на конце слов («зуб», «снег», «овраг»).

Неслышашие учащиеся задерживаются на аналитическом чтении. Что проявляется в нарушении единства слова и несоблюдении слитности чтения.

Психолого-педагогические исследования (Н.Г. Морозова, А.Ф. Понгильская, С.А. Зыков и др.) выявили затруднения обучающихся, в понимании не только идейно-тематического содержания читаемых текстов, но и сюжетно-событийной стороны. На пути к пониманию непосредственного фактического содержания встают прежде всего словарные трудности. Незнакомыми оказываются слова в прямом значении, обозначающие предметы («букет», «амбар», «скворечник», «куница»); слова, обозначающие признак предмета («ленивый», «жадный», «прилежный»); слова в новой грамматической форме (построен домик Юлей – Юля», «грядками – грядка»). Усвоенные в одном значении слова не дифференцируются в новых контекстных связях.

Имеются затруднения в понимании мыслей, заключенных в словосочетании и предложении, так как неслышащие обучающиеся не выделяют в них смысловые и грамматические единства. Так, для них непонятными оказываются словосочетания и образные выражения: «летная погода», «река раскрылась», «лед громоздится», «дремучий лес», «сосульки заплакали», «строительная площадка» и др. непонимание приводит к неточному восприятию отдельных описываемых факторов и явлений, к непониманию содержания текста в целом.

Степень доступности и близости содержания текста жизненному опыту и знаниям обучающихся также влияет на восприятие смысла. Наибольшие трудности по восприятию содержания для неслышащих детей представляют тексты общественно-исторического характера, так как они не связаны с наглядно-чувственным опытом детей.

На понимание читаемого оказывают влияние форма и жанровые особенности текстов. Для восприятия неслышащих детей гораздо труднее оказывается стихотворная форма текста, чем прозаическая. Трудны для понимания басни. Произведения устного народного творчества, такие, как пословицы, волшебные сказки, загадки.

Сознательность и правильность чтения являются необходимой базой для формирования и развития навыка выразительного чтения, а оно, в свою очередь, способствует лучшему пониманию читаемых текстов: выразительно можно прочитать только то, что хорошо понятно. С помощью выразительных голосовых средств (соблюдение темпа, ритма, логического ударения, интонации) удается выделить главное в читаемом, воздействовать на чувства.

У неслышащих детей даже при удовлетворительном понимании читаемого наблюдаются типичные недостатки в выразительном чтении – это неумение пользоваться голосовыми интонационными возможностями, сделать смысловую паузу, выдержать нужный темп. Голос обучающихся или глух и тих, или резко громко, без отчетливого внятного произношения.

Отмеченные особенности неслышащих в овладении отдельными качествами чтения требуют специальной организации учебно-воспитательного процесса на уроках чтения. Наибольшего внимания заслуживает формирование сознательного чтения, без которого не могут успешно развиваться другие качества чтения и реализовываться стоящие перед уроками чтения задачи.

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи
Учредитель

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz