Пятница, 23.02.2018, 05:19
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Развитие речи неслышащих обучающихся на материале экскурсий

В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи обучающихся, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. В школах для детей с нарушением слуха обучение детей направленно на социализацию, всестороннее развитие личности ребенка, обеспечение коррекции дефекта слуха.

Развитие личности происходит благодаря речевой коммуникации. Для интеграции детей в общество необходимо формировать у неслышащего ребенка навыки речевого общения. Очень полезны для социализации детей экскурсии и походы. В этих условиях обучающиеся учатся действовать в группе, в команде; учатся подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других; расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь.

Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно – практической деятельности. Наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающего мира является экскурсия. В программах школы для детей с нарушением слуха экскурсии составляют обязательную часть учебно–воспитательного процесса. Экскурсия активизирует познавательную деятельность, расширяет знания в разных областях окружающей жизни, искусства, науки, культуры. Знания, которые учащиеся получают во время экскурсий, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной среде.

Организация экскурсии во внеклассное время включает три основных этапа проведения:

- подготовительный;

- ход экскурсии (собственно экскурсия);

- заключительный.

Требуется проведение системы внеклассных занятий на подготовительном и заключительном этапах. До проведения экскурсий следует чётко определить познавательно – развивающие и коррекционные задачи:

- развитие и обогащение знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие мыслительных операций и познавательной активности;

- активизация речевого общения, формирование речевого поведения и культуры речи;

- развитие осознанного отношения к окружающему и воспитание самостоятельности, творческой активности;

- развитию осознанного отношения к окружающему, индивидуальных личностных качеств.

Разный объём познавательного материала, различные задачи, методические подходы к организации и проведению экскурсий определяется количеством занятий в календарном планировании. Систематическое проведение экскурсий позволяет выработать у школьников с нарушениями слуха навыки использования слухового аппарата не только для восприятия речи, но и для восприятия окружающего мира, что обогащает их интеллектуальное развитие, расширяет их кругозор. Индивидуальные или групповые задания во время экскурсий активизируют творческую, практическую и познавательную деятельность учащихся. Развивается культура взаимоотношений между детьми, создаются условия для поиска решений проблемных ситуаций. Возникающие ситуации речевого общения способствуют активизации речевого развития, усвоению новых слов, фраз. Во время экскурсии у детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности. Формируется речевое поведение школьников.

Во внеурочное время можно проводить следующие виды экскурсий: искусствоведческие, обществоведческие, природоведческие, профориентационные, познавательные.

При планировании экскурсий необходимо учитывать:

- возрастные и психологические особенности учащихся;

- взаимосвязь внеклассной работы с учебным материалом, соответствие школьной программе;

- уровень их готовности к решению познавательных задач;

- состояние их слуха, речи и речевой активности.

При проведении экскурсии с детьми с нарушениями слуха необходимо заранее обдумывать ход, ведение экскурсии, формы обсуждения её результатов, подбирать речевой материал, задания для отдельных обучающихся и всего класса. Перед экскурсией педагог должен заранее знакомиться с объектом экскурсии. Определить, на что требует обратить внимание учеников, фиксировать объект для наблюдения, составить примерный план экскурсии, наметить вопросы и задания для детей, определить цели и задачи экскурсии.

При воспроизведении и коррекции опорных представлений, знакомстве с новыми понятиями можно использовать метод эвристической беседы, использовать иллюстрации, просмотр видео, краткие записи, заполнение таблиц, составление схем, которые после экскурсии могут дополняться новыми материалами.

Самостоятельная работа школьников должна начинаться ещё до проведения экскурсии, во время её подготовки. Учащиеся должны осознавать, что экскурсия – это не прогулка на свежем воздухе, а учебное занятие. Поэтому заранее педагог может дать им некоторые сведения об объектах изучения, задать вопросы и распределить задания. Крупные, основополагающие вопросы сообщить всему классу, а индивидуальные – конкретно каждому ученику.

Перед началом экскурсии необходимо провести инструктаж по технике безопасности на дорогах города, вблизи проезжей части, о правилах поведении в дороге и на месте проведения экскурсии.

Наблюдение—один из основных видов деятельности во время экскурсии. Для повышения качества восприятия необходимо:

- создать проблемную ситуацию перед наблюдением;

- фиксировать внимание детей на важном, существенном;

- стимулировать их активность в процессе наблюдения.

Объектом познавательной деятельности детей становится фундаментальное отношение «предмет—система предметов».

В отличие от массовой общеобразовательной школы, проведение экскурсии с глухими и слабослышащими обучающимися требует постоянного учёта коммуникативных возможностей. Наряду с использованием устной словесной формы общения методика рекомендует применение табличек с письменными словами, фразами, а в случае необходимости использовать дактильную и жестовую речь.

Нельзя превращать экскурсию в лекцию, так как многословие и длинные рассказы, охлаждают интерес учащихся к экскурсии. Умение правильно показать исследуемый объект или явление важно для чёткого усвоения и полноценного восприятия экскурсионного материала. Рассказывать об объекте или давать какие – либо объяснения, можно убедившись, что все ученики видят его, собрались вокруг него широким кругом на расстоянии вытянутой руки. Для неслышащих детей особенно важно, чтобы во время объяснений воспитатель или учитель находился от них на расстоянии прямой видимости.

После проведения экскурсии целесообразно провести с обучающимися работу по осмыслению и проработке полученных впечатлений. Каждый ученик отмечает, что больше всего ему понравилось и запомнилось на экскурсии. Закрепление полученных знаний можно осуществлять в процессе предметно-практической, речевой, игровой, изобразительной деятельности. По итогам экскурсии ребята представляют результаты

наблюдений в тетрадях, заполняют анкеты. Рефлексия служит одновременно целям повторения и систематизации материала.

  • образом, правильно организованная и проведённая экскурсия в школе для обучающихся с нарушениями слуха развивает познавательный интерес, активизирует речевую деятельность.
Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи
Учредитель
Информация
Музей школы

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz