Воскресенье, 27.05.2018, 12:22
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Невербальный коммуникативный потенциал школьников с общим недоразвитием речи

Психическое развитие ребенка, как известно, начинается с его взаимодействия с взрослым, который непосредственно реализует первичные потребности, возникшие у детей с раннего возраста. Это взаимодействие выступает в качестве первого вида социальной активности, который появляется в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает информацию, определяющую его дальнейшее индивидуальное развитие.

Основное содержание онтогенеза ребенка с позиций классической отечественной психологии составляют предметная деятельность и общение ребенка в процессе его взаимодействия с взрослым. Из такого понимания онтогенеза следует, что именно через предметные действия и слово ребенок познает окружающий ми, взаимодействует с ним в разных видах деятельности, в процессе чего происходит становление его сознания и формирование личности.

Становление предметного сознания ребенка происходит к трем годам в процессе его овладения предметным миром. Для этого должны совпасть как минимум четыре фактора: «Собственные движения ребенка. Посредством которых идет освоение жизненного пространства и происходит ощущение того, что вокруг есть «нечто». Нормальные органы чувств, каналы связи с внешним миром», обеспечивающие поступление информации от этого «нечто». Взрослый, указывающий своим жестом на что-то определенное из всего объема «нечто» Культура, из которой взрослый выбирает слово и вместе с жестом локализует совокупность ощущений в предмет, обозначаемый словом…».

Для возникновения предметного мира и предметного сознания, представляющих первый уровень в развитии ребенка, необходимы как минимум два условия: «…культура – где хранится и аккумулируется опыт человечества, в том числе и значения как часть этого опыта, и …взрослый, через которого осуществляется выход в культуру и который единственно может связать ощущения, получаемые ребенком от предмета, этим самым выделяющим его из всего остального».

В процессе активного взаимодействия с взрослым у ребенка с нормой развития появляется начальный репертуар коммуникативного поведения, развивается коммуникативно-познавательный комплекс, т.е. начинается постепенное формирование вербального и невербального компонентов коммуникативного потенциала.

В раннем возрасте у ребенка вначале вырабатывается невербальная коммуникация в виде различных движений, жестов, мимики, взглядов, сопровождающихся вокализацией, дословесными голосовыми реакциями. По мере практического освоения разных структурных единиц языковой системы ребенок постепенно овладевает вербальной коммуникацией, которая становится основным средством, обеспечивающим ему успешность развития.

Взаимоотношения невербальной и вербальной коммуникации в процессе их развития в раннем онтогенезе определяются законами гетерохронии. В дальнейшем в ситуациях межличностного речевого взаимодействия оба средства коммуникации проявляются у каждого говорящего одновременно, представляя тем самым структурно-семантическое единство в целом коммуникативном процессе, за счет чего обеспечивается информационная полнота и эмоциональная выразительность высказываний.

Поскольку основным средством общения (коммуникации) в норме является слово (речь), то вполне понятно, что при речевой патологии будут страдать все речевые функции и, прежде всего, коммуникативная.

Изучению вербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) различного генеза посвящены многочисленные исследования зарубежных     и отечественных авторов. В работах этой направленности широко представлены данные об особенностях вербальной коммуникации детей с ОНР, одной из которых является недостаточность словесного опосредования, под которым понимается «и обозначение словом предметов и явлений окружающего мира, и вызывание реакции с помощью речевого приказа или инструкции, и сообщение субъектом, как собственных действий, так и событий во внешней среде», т.е. объединяются «различные формы взаимодействия человека со средой, осуществляющиеся с участием его словесной системы, слова».

Проблемы невербальной коммуникации применительно к детям с речевой патологией, к сожалению, не находят отражения в специальной литературе. В контексте рассматриваемого вопроса представляет интерес исследование Е.А. Петровой, посвященное изучению жеста в раннем онтогенезе детей с нормой развития. Автор представляет генезис формирования «языка» жестов у детей до полутора лет, раскрывает соотношение в развитии речи и жестикуляции, показывает роль и функции жестов в раннем онтогенезе.

Положение Е.А. Петровой о том, что «жесты являются важным элементом праязыка и играют важную роль в период дословесной коммуникации и усвоения речи в раннем онтогенезе», послужило основанием для организации исследования особенностей невербальной коммуникации у детей с ОНР. В задачи исследования входило также уточнение одной из закономерностей развития аномальных детей, состоящей в том, что при речевом недоразвитии наблюдается изменение способов коммуникации в виде активизации невербальных ее средств. Из этой закономерности следует, что дети с ОНР должны обладать большим репертуаром невербальных ее средств коммуникации по сравнению с их наличием у сверстников с нормой развития и активно пользоваться им, компенсируя недостаточность речевых средств общения.

Некоторые выводы по результатам исследования невербальных средств коммуникации сведены к следующему.

1. Онтогенез невербальных средств коммуникации у детей с ОНР имеет ряд специфических особенностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

2.Дошкольники с ОНР используют и понимают более «простые» средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды), характерные для более раннего возраста.  Средства невербальной коммуникации, соответствующие возрасту их нормально развивающихся сверстников, они в большинстве случаев не понимают и не используют.

3. В репертуаре невербальных средств общения у детей с алалическим синдромом превалирует мимика и визуальное взаимодействие (взгляды) зачастую и на месте возможного применения адекватных жестов, тогда как дети с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно жестами и в меньшей мере мимикой и взглядами.

4. В раннем возрасте у детей с ОНР нарушение средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю коммуникативную систему в целом, включая ее невербальную сферу, что затрудняет межличностное взаимодействие, негативно отражается на психическом развитии ребенка с речевой патологией.

5. Логопедическое взаимодействие по преодолению ОНР должно исходить не только из закономерностей речевого онтогенеза, но и учитывать гетерохронию развития вербальных и невербальных средств общения, взаимоотношение их развития в нормальном онтогенезе.

Должно заключить, что направленное изучение особенностей невербальной коммуникации при речевой патологии и формирование невербального коммуникативного потенциала у детей с ОНР в системе логопедического воздействия являются актуальными проблемами современной теории и практики логопедии.

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz