Суббота, 22.09.2018, 02:10
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Методические приёмы по формированию навыков самоконтроля при устранении дефектов звукопроизношения

Методические приёмы по формированию навыков самоконтроля при устранении дефектов звукопроизношения у неслышащих обучающихся.

Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи - одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенных слуха детей словесную речь непременно в виде устного слова.

Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь, как способ общения, основа владения языком и инструмент мысли. Базу для формирования произносительных навыков создают сурдопедагоги. Они готовят артикуляционный аппарат к постановке звуков, затем, используя различные методы учат детей произносить звуки, закрепляют их в слогах, словах, предложениях, формируют у детей представления о нормальном темпе речи, словесном и логическом ударении, правилах орфоэпии.

«Нет необходимости доказывать, что применение даже самых искусных приемов обучения произношению на специальных занятиях может оказаться малоэффективным, если отсутствует постоянный контроль над речью детей и попутная ее коррекция во время любых занятий, а также в быту, в процессе общения. Такого рода контроль должен обеспечивать внешнюю обратную связь, позволяющую детям на основе поступающего извне положительного и отрицательного подкрепления регулировать работу своего произносительного аппарата.

Внешняя обратная связь готовит почву для формирования в дальнейшем внутренней обратной связи на основе кинестетического акцептора действия, без которого немыслимы автоматический самоконтроль над произношением и прочные произносительные навыки.

Неслышащие обучающиеся, обладая теми или иными произносительными навыками, часто не реализуют их в своей речи, в результате чего практика речевого общения не способствует автоматизации этих умений, превращению их в прочные навыки. Вместе с тем, одной фиксации внимания ребенка на произношении с помощью инструкции «Говори хорошо!» оказывается порой достаточно для того, чтобы актуализировать его произносительные навыки и умения, лежавшие дотоле «мёртвым капиталом» (Ф.Ф.Рау «Устная речь глухих»)

В процессе систематической работы дети, особенно школьники, хорошо знают приемы взаимо- и самоконтроля и преимущественно сами себя контролируют. Ребенка надо научить приемам самоконтроля, а для этого их надо хорошо знать учителям и нашим родителям.

В первую очередь исправляются стойкие, грубые дефекты, которые очень влияют на внятность речи. Например, при исправлении фальцета (высокий голос) дать почувствовать ребенку вибрацию грудной клетки (руку держать на груди). При открытой гнусавости показать, что выдыхаемый воздух должен идти через рот, вибрирует грудная клетка, а при произнесении звука И можно осязать вибрацию гортани, напряжение дна ротовой полости, а также вибрацию темени. При значительных остатках слуха и систематическом использовании слуховых аппаратов при исправлении любого дефекта можно опираться и на слуховой самоконтроль. При закрытой гнусавости, например, в слове «МБАБушКА», можно дать образец правильного произношения, можно показать графически, что в слове появляется лишний звук, а можно использовать и тактильно - вибрационный контроль. Если в речи ребенка проявляются призвуки, показать жестом или графически, что голоса нет.

Таким же образом обращается внимание школьника на дефектное произнесение поставленных сурдопедагогом звуков или их пропуски:

Например:

На этапе автоматизации глухих свистящих – обращается внимание на холодную воздушную струю;

звонких свистящих – на холодную воздушную струю и участие голоса в произношении;

шипящих – воздушная струя становится теплой, участие голоса контролируется наличием или отсутствием вибрации гортани.

Наша работа - слышать, исправлять дефекты, учить приемам самоконтроля, доводить навыки звукопроизношения до автоматизма. Для этого и существует тесная связь: учитель - воспитатель­ –сурдопедагог-родитель.

Чтобы справлять или контролировать тот или иной дефект учитель и родитель должен хорошо знать профиль произношения класса и рабочие звуки ребенка. Не стесняться обращаться к сурдопедагогу, спрашивать, как контролировать тот или иной дефект и закреплять приемы самоконтроля на своих занятиях, во внеурочное время, дома. Нужно найти «золотую» середину при выполнении воспитательной цели и коррекционной одновременно.

Педагог на материале темы занятия закрепляет у ребенка навык самоконтроля над собственным произношением и взаимоконтроля за произношением товарищей. Разумеется, такой контроль должен иметь различную степень строгости в зависимости от возраста детей и ступени их обучения.

У самых маленьких педагог должен скорее поощрять всякую попытку к звукопроизношению, чем исправлять то, что получается при этом. Иначе звукопроизносительные реакции ребенка, его спонтанная вокализация могут затормозиться. Другое дело – старшие школьники, к ним может быть применен достаточно строгий контроль. Впрочем, и по отношению к старшим проявлен необходимый педагогический и родительский такт с таким расчетом, чтобы контроль не превращался в постоянное одергивание, которое может отбить у ребенка охоту говорить.

Для воспитания должного отношения к произношению и формирования необходимых мотивов к тому, чтобы «всегда говорить хорошо», огромное значение имеют всякого рода поощрения тех, кто добивается успеха, а также всевозможные мероприятия, связанные с речевыми выступлениями детей.

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи
Учредитель
Информация
Музей школы

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz