Воскресенье, 27.05.2018, 12:21
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Педагогические требования к обучению связной речи неслышащих детей

Формирование речи как средства общения с окружающими предполагает широкую языковую практику. Язык служит средством сообщения знаний, в нём фиксируются результаты познавательной деятельности. Обучение глухих языку является чрезвычайно важным и для овладения обучающимися знаниями по другим учебным предметам. В процессе общения у школьников возникает проблема в выборе и правильности употребления слов и их грамматических форм. Отсутствие слуха побуждает педагога проводить специальную работу по формированию умений воспринимать устную речь окружающих и связно высказывать свои мысли.

  • связно передавать свои мысли- одна из главных показателей владения языком. Это умение выражается в сохранении предмета высказывания, в единстве смыслового содержания, в соблюдении законов построения предложений, в правильном использовании языковых средств для их связи. Связная речь- сложное явление, справедливо соотносит показатели развития с умением отразить содержательную сторону т.е. раскрыть тему, основную мысль, собрать материал и систематизировать его, правильно реализовать в своих высказываниях. Нормально развивающиеся дети, воспринимая связную речь, обычно по подражанию усваивают синтаксические средства связи между предложениями, грамматические отношения между словами. Для детей с ограниченными речевыми возможностями овладение связной речью менее доступно и более затруднено. Поэтому основной задачей развития коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха, речи и способности общаться, строить высказывания своих мыслей правильными связными речевыми конструкциями является формирование языковых средств связности речи. Задачам формирования связной речи служат специальные виды работ на уроках развития речи, чтения предметно-практической деятельности, на уроках литературы-это работа по одной картинке, по серии картин, составление рассказов (по данному началу, или концу, по деформированному тексту), написание сочинений и изложений. В общей проблеме развития связной речи на основе коммуникации выделяются три аспекта:

-обучение восприятию и пониманию связного текста и его основных структурно-семантических компонентов;

-использование контекста как методического средства при формировании (коррекции) тех или иных сторон речевой деятельности учащихся;

-обучение продуцированию, порождению структурно-семантических компонентов языка.

  • связи с этим связный текст рассматривается как образцы, отрезки повествования, описания или рассуждения и как «продукт» речевой деятельности школьников, как порождение монологической речи, как конечная цель и результат обучения. При обучении связной речи в качестве главной задачи ставится осознанное усвоение содержания текстового высказывания. Проблема понимания содержания текста весьма многогранна. Она предполагает: установление особенностей понимания отдельных слов в контексте, умения установить характер отношений между понятиями, осознать смысловые отношения, передаваемые словосочетаниями или предложениями, понимание содержания отдельных частей текста, понимание основной идеи и содержания в целом. Учитель огромное внимание должен уделять формированию у школьников умений составлять тексты, что является конечной целью обучению связной речи неслышащих школьников. Начинается работа по формированию связной устной речи со следующих видов речевого общения:
  • понимание и выполнение поручений;
  • умение обратиться к товарищу, к учителю с просьбой;
  • понимание и выполнение заданий по вопросам учителя;
  • умение оречевлять своё действие, отчитаться, сообщить, пользуясь речевыми единицами, о выполненном действии;
  • уметь обратиться с вопросом к учителю, к товарищу.

В процессе речевого развития нормально слышащего ребёнка постепенно происходит грамматизация речи. Грамматически правильные высказывания ребёнка позволяют ему выражать свои мысли и чувства в речи в соответствии с законами языка. Слабослышащий ребёнок должен овладеть грамматическим строем языка в условиях специальных, отличающихся от тех, которые имеют слышащие дети. Поэтому задача формирования грамматического строя речи у детей с нарушенным слухом является одной из специфических задач специального обучения. Обучению построению грамотной речи предшествует работа на уроках развития речи по распознаванию грамматических форм и значений словесных выражений. Слабослышащие учащиеся, не имея речевого опыта, затрудняются в точном употреблении тех или иных слов, в различении конкретных и отвлечённых значений слов и их частей, не улавливают приставок, окончаний, суффиксов, не придают значения предлогам. Например: «Дети мы убрали много грибы и ягоды. Вова пришёл реку. Лиса спрятала (спряталась) нора».

  • Своеобразие в формировании грамматического строя речи у слабослышащих детей сказывается не только на оформлении их самостоятельных высказываниях, но и на понимании речи окружающих. Специальный педагогический процесс следует строить так, чтобы, с одной стороны, расширить речевой запас, проводя специальную работу по развитию речи, а с другой — способствовать коррекции самостоятельно приобретенного речевого запаса, уточнение звукового состава слов, их лексического и грамматического значения, активизация лексики в самостоятельных высказываниях. Это требование распространяется на все разделы учебно-воспитательной работы в школе, на все уроки и различные формы внеклассных и внешкольных занятий. Педагогический процесс в школе слабослышащих должен строиться так, чтобы различными средствами, методами, формами обучения поддерживать деятельностную активность учащихся. разных формах общения (и прежде всего в речевом общении) ведущая роль принадлежит мотивам, побуждающим ребенка вступать в контакты с товарищами по классу, учителями и воспитателями, со слышащими сверстниками и взрослыми, включаться в различные виды деятельности. Ведущей же формой деятельности должна оставаться учебно-познавательная, осуществляемая в системе уроков развития речи, родного языка и других предметов. Все это требует учета индивидуальных различий детей в организации педагогического процесса. Это обязывает каждого учителя и воспитателя проводить систематическое психолого-педагогическое изучение детей в процессе обучения и прежде всего изучать и фиксировать ход их речевого развития. Как известно, общими задачами речевого развития в школе для неслышащих, являются обучение языку как средству общения, развитие устной и письменной речи учащихся, формирование у них навыков речевой деятельности. Речевая деятельность может осуществляться в четырех видах: слушание (для слабослышащих детей — слухо-зрительное восприятие речи), говорение, чтение и письмо. Основой речевой деятельности во всех ее видах является язык. Чтобы вступать в речевое общение (слушать, говорить, читать, писать), ребенок должен усвоить язык, т. е. практически овладеть его словарным составом и грамматическим строем. Только при этом условии он сможет понимать обращенную речь и сможет строить собственные речевые высказывания, которые были бы понятны его собеседнику. Однако для того чтобы полноценно общаться, недостаточно знать значения слов и уметь правильно организовать слова в предложения. Нужно еще обладать навыками связной речи. Под этим понимается умение вести диалог и строить развернутые монологические высказывания. Владеть навыками связной диалогической речи — значит уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы. Владеть навыками связной монологической речи — значит уметь полно и точно передавать в речи свои мысли, логично строить развернутые высказывания, правильно выражая причинно-следственные и временные зависимости, не допуская словесно-логических пропусков, которые делают высказывание непонятным. процессе обучения связной речи необходимо соблюдать следующие педагогические требования:

1.Учитель побуждает в процессе работы над высказыванием соблюдать строгую последовательность изложения событий в соответствии с конкретным пунктом плана или текста в целом. Не перебивая рассказчика вопросами, педагог в то же время помогает рассказчику, повторяя последнюю сказанную им фразу и подсказывает следующую мысль или начало новой фразы, нужное слово, показывая указкой на новое выражение или слово, написанное на доске. Таким образом школьники учатся строить рассказ.

2.Формировать письменную речь на основе построения целостных текстов. Целесообразно с самого начала формировать её путём построения целостного текста, которое имеет два действия: порождения текста и его выражение. Цель первого действия – получить черновой вариант рассказа, сочинения. Цель второго – привести текст в соответствие с требованиями, которые к нему предъявляются (связность, выразительность контекстность и т. д.) Установка первого действия – написать в черновике всё, что можно сказать по теме, изложить свои мысли последовательно в целом. Перед построением текста проводится словарная работа по теме и лексические и грамматические упражнения с использованием речевого материала темы. Установка второго действия-читать собственный текст глазами читателя, исправлять его. После проверки учащимися черновика учитель подчёркивает в них ошибки, но не исправляет их. Окончательную корректировку и редактирование своих письменных работ ученики проводят после их проверки учителем. В ходе проверки школьники с помощью учителя устраняют лексические ошибки.

3.Усвоение письменной речи в контексте реальной деятельности учащихся.

В начальных классах реальным контекстом являются написание писем, открыток, записок, словесное творчество – составление рассказов, сочинений, ведение дневников, отчёты. Тексты, созданные на основе специально вызванной работы воображения, выражают собственные мысли.

  1. Использование на уроках развития речи различных организационных форм, обеспечивающих сотрудничество учащихся друг с другом.

При фронтальной работе учитель вместе с учениками составляет и редактирует текст. При работе парами дети составляют рассказ коллективно. Работа парами может использована при ответах на вопросы в определённые моменты урока. Можно начать с фронтальных ответов, а затем перейти к работе парами. Наиболее внимательно учитель следит за вопросами и ответами слабых учеников. Две группы в 3 классе, например, составляют рассказ по аппликации «Ранняя осень» и «Поздняя осень».

5. Составление планов работы по развитию связной речи на длительный период (год, полугодие) с включением всех доступных детям данного возраста и рекомендованных программой видов работ.

Неправильно поступает учитель, который увлекается одним видом работ, например, сочинением по картине, в ущерб дру­гим. Его ученики получат одностороннее развитие, не научатся писать письма, заметки, связно рассказывать о своих собственных наблюдениях и т. д. Необходимо разнообразить не только виды работ, но и их тематику, так как для раскрытия каждой темы используются соответствующие слова и выражения.

Глухие школьники должны учиться писать сочинения на ма­териале различных источников: на основе личных наблюдений и впечатлений, по картине или серии картин, по фильму и диа­фильму, по книге. Учитывая конкретность мышления глухих де­тей и преобладание в их психике эмоций, следует при работе над связной речью больше опираться на непосредственные наблюде­ния и впечатления, на жизненный опыт учащихся. Особенно важ­ны целенаправленные, организованные наблюдения.

Достаточно часто следует проводить работу по картине или серии картин, так как они также дают много материала, воздейст­вуют на чувства детей и потому являются наиболее доступным из источников.

Система работы по развитию связной речи предусматривает постепенность перехода от коллективных работ к самостоятель­ным. В школе для глухих детей очень важна коллективная работа над связным текстом, в ходе которой дети учатся составлять план рас­сказа, строить его композицию, соблюдать логику в изложении событий, пользоваться необходимыми словами и выражениями.

В начальных классах преобладают коллективные формы рабо­ты над рассказом, но вместе с тем вводятся элементы индивиду­ального творчества и самостоятельности: зарисовки и рассказы по ним, маленькие устные и письменные рассказы из жизни детей (например, в 4 классе рассказы на темы «Самый интересный день на каникулах», «Моя мама»).

Знание и учет всех перечисленных требований помогут учите­лям правильно и более целенаправленно построить систему работы по развитию связной речи глухих школьников. Нужно помнить, что устная речь в форме говорения усваивается глухими труднее, чем письменная или дактильная. Поэтому существует требование, чтобы опорные речевые единицы ученик смог прочитать, чтобы сохранить в памяти и осмыслить, нежели устное слово, которое он и не услышал, и не успел прочитать с губ. Речь учителя должна быть неторопливой, чёткой правильной, достаточно громкой. Особенностью обучения является то, что дети обязательно должны повторять материал либо за учителем, либо за учеником на уроке, проговаривая в соответствии с нормами произношения, читать целевые установки урока и хором и индивидуально. Это важно, потому что при чтении ребёнок акцентирует внимание на конкретном задании, осмысливает его, т.к имеет возможность несколько раз прочитать. Чтобы у детей закреплялись речевые навыки, которые они получают на индивидуальных занятиях по РРС и ФП, учителю на уроке нужно продолжать работу по их закреплению известными приёмами: давать установку, что на уроке будем говорить правильно все звуки, просить ученика сказать хорошо, просить повторить, даёт сам образец правильного звука, слова или другой речевой единицы. Помнить, что у детей только на ваших уроках, занятиях формируется словесная речь и только с вашей помощью. Педагог артикулирует одновременно с учеником, если ребёнку что-то не удаётся правильно проговорить, поддерживает и одобряет правильные артикуляционные движения ученика, предупреждая закрепление неверной артикуляции, обращает внимание на голос, слитность речевое дыхание. Ребёнок доверяется вам, т. к. он видит, что вы помогаете и сопереживаете вместе с ним за его результат. Постоянное побуждение ученика проговаривать весь речевой материал на уроке либо вместе с учителем (сопряжённо), либо вслед за ним(отражённо), не только активизирует его речевой аппарат, но и воспитывает навык в постоянном пользовании устной речью, и потребности говорить не стесняясь. В ходе всего коррекционно-образовательного процесса в специальной школе взрослые (педагоги, воспитатели и другие работники учреждения) должны побуждать к правильному воспроизведению всех элементов речи (звуков, правильному построению фраз, выбору нужных слов) на основе подражания речи говорящего. Наша задача воспитывать потребность у детей высказываться словами, а не жестами. Нужно помнить, что овладение языковыми средствами, т.е. словесной речью наиболее продуктивна у ребёнка в раннем возрасте при условии совместной со взрослыми практической деятельностью. Слухо-зрительное восприятие - основной вид восприятия речевой информации на общеобразовательных уроках. Но существует методическая рекомендация к развитию речевого слуха на общеобразовательных уроках: в течение урока отводить несколько минут на восприятие речевого материала на слух за экраном. В соответствии с требованиями к выполнению слухоречевого режима за экраном предъявляется до 25 речевых единиц на каждом уроке. Максимальное и целесообразное использование остаточного слуха, применение наглядного и дидактического материала, знание особенностей развития неслышащего ребёнка, тщательная подготовка к урокам, уважение личности ребёнка с ОВЗ, соблюдение всех методических требований к процессу обучения неслышащих, ответственное отношение к своим учительским обязанностям будет способствовать достижению успехов в обучении детей с нарушением слуха.

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz