Пятница, 23.02.2018, 09:36
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Методические рекомендации в работе по развитию устной речи

Развитие речи предполагает решение следующих задач:

- развитие понимания речи;

- формирование навыков активного использования ее в коммуникативных целях.

Для развития понимания речи требуется:

- взаимопонимание ребенка с объектами – другим лицом, предметами;

- выполнение словесных поручений взрослого, в результате чего ребенок овладевает значением действия и предмета;

- понимание речи как акта общения, её активное восприятие и воспроизведение осмысленного.

Обучение пониманию смысла речи включает развитие умения повторять словесные инструкции и их выполнять самостоятельно, учить понимать (кто, что, что делает, какой и т.д.), учить строить предложение по картинкам и вопросам, по вопросам с опорой на текст.

Для развития активной речи, которая формируется в неразрывной связи всеми психическими процессами, нужно побуждать ребенка рассказать, что он делал, что будет делать. Общаясь с ребенком, нужно добиваться от него четкого произношения осмысленных слов, чтобы речь не превращалась в набор заученных и непонятных слов. В процессе беседы выслушивать ответы детей, помогать строить высказывания.

Методическими приемами обучению речи являются:

- сопряженная речь;

- отраженная речь;

- хоровое проговаривание с движением частей тела (элементы фонетической ритмики).

Это формирует у детей нормальный темп, правильную артикуляцию, дикцию, слитность, соблюдение пауз, словесного и логического ударения.

Работа над словесным ударением

1. Воспроизведение ударения в словах, в слогах:

- на основе подражания (при восприятии слов и слогов с помощью зрения, тактильно-вибрационных ощущений);

- на осн6ове дирижирования учителя;

- на основе письменного обозначения ударения.

2. Отхлопывание в ладоши, отстукивание учащимися ритмов вслед за учителем, а также руководствуясь графическими значками, обозначающими громкий (/) и тихий ( ), а также обычными значками ударения в написанных словах.

3. «Татакирование» различных ритмов т.е. повторение одного и того же слога [ТА] в разных ритмах [ та ТА та ТА та и т. д.]

4. Расстановка ударения в написанных знакомых словах с предварительными и последующим чтением их вслух.

5. Работа с таблицей слов, сгруппированных по их ритмическому типу (двусложные с ударением на первом-втором слоге; трехсложные с ударением на 2,2,3, слоге).

Работа над логическим ударением.

1. Повторное произнесение одной и той же фразы при ответе на различные связанные с ней вопросы, например:

«Мальчик читает интересную книгу».

Кто читает книгу? Мальчик. Какую книгу читает мальчик?

2. Постановка вопроса к фразе, в которой подчеркнуто логическое ударение, например:

«Коля работает в мастерской» Кто работает в мастерской?

3. Подчеркивание логического ударения в связном тексте с помощью учителя и последующее чтение в слух.

4. Соблюдение логического ударения в связи с разучиванием диалогов на уроках развития речи.

Работа над темпом речи.

1. Различные слоговые упражнения, которые проговариваются быстро или медленно.

2. Произнесение вновь усвоенных слов.

3. Произнесение фраз из обиходной речи.

4. Счет, называние по порядку дней недели и месяцев.

5. Спряжение глаголов во фразах.

6. Разучивание стихотворения, отрывков из прозы.

7. Повторное чтение вслух.

Работа над орфоэпией.

Виды и приемы работ:

1. Чтение отдельных слов и связного текста с соблюдением орфоэпических норм:

- руководствуясь орфоэпическими знаками в виде букв над строкой и скобок;

- руководствуясь черточками над теми буквами, которые произносятся иначе, чем пишутся, или вовсе не произносятся;

- без помощи каких-либо знаков.

2. Расстановка орфоэпических знаков в отдельных словах, фразах и связном тексте с последующим чтением вслух.

3. Ознакомление с орфоэпическими правилами и заучивание их наизусть.

4. Объяснение различных случаев расхождения произношения и написания по правилам, например: Почему в слове «дуб» нужно на конце произносить [п] – потому, что звонкие согласные в конце слов оглушаются.

5. Подбор примеров на то или иное правило орфоэпии.

6. Подбор учащимися слов на заданный ритм.

7. Разбор знакомых слов с указанием, сколько в каждом из них слогов и на какой по порядку слог от начала слова падает ударение.

8. Работа над переходным ударением в связи с изучением форм склонения и спряжения (соблюдение ударения в устных упражнениях, расстановка ударения в письменных упражнениях по грамматике). Использование таблиц, показывающих ударения в словах.

9. Отработка ударения в словах в связи с изучением стихотворений (до 5 класса должны стоять знаки ударения).

Работа над произношением.

Речевая зарядка проводится на всех годах обучения со всем классом. Проводит её учитель, который ведет предмет. Речевая зарядка проводится ежедневно. В течении урока отводится время от 2-3 минут до 5 минут, в зависимости от содержания урока. Дается образец произношения учителем. Все упражнения выполняются хором под дирижирование учителя. Речевая зарядка проходит в быстром темпе, следует указывать на ошибки, корректировать их не надо.

В содержание речевой зарядки входят все разделы и стороны произношения как отдельных звуков так и слов: словесное ударение; логическое ударение; нормы орфоэпии; слитность произношения, темп речи; работа над звуками речи, над голосом и речевым дыханием; внятность произношения; интонация.

Планируя любую деятельность с неслышащими обучающимися необходимо подчинять и приспосабливать её к задачам и возможностям речевого развития, а речевое развитие осуществлять в процессе обучения деятельности.

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи
Учредитель
Информация
Музей школы

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz