Воскресенье, 27.05.2018, 12:23
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Организация речевого общения во внеурочное время (экскурсия)

Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Известные сурдопедагоги  (С.З. Зыков, Н.М. Лаговский, А.Ф. Остроградский,

Ф.А. Рау, Ф.Ф.  Рау) раскрывая задачи обучения и принципы воспитания детей с недостатками слуха, указывали на необходимость активного познания окружающей действительности, получения впечатлений и знаний на основе наблюдения жизни, быта, усвоения нравственной культуры ближайшего окружения ребёнка и его самостоятельной практической деятельности.  

Очень полезны, для социализации неслышащих детей, экскурсии. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.  

            Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно – практической деятельности. Наиболее активно эта деятельность реализуется во внеурочной работе с учащимися.  Наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающего  мира является экскурсия. Экскурсия  активизирует познавательную деятельность, расширяет знания в разных областях окружающей жизни, искусства, науки, культуры. Знания, которые учащиеся получают во время экскурсий, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной среде.

Организация экскурсии во внеклассное время включает три основных этапа проведения:  

- подготовительный;

- ход экскурсии (собственно экскурсия);

- заключительный.

На подготовительном и заключительном этапах требуется проведение системы внеклассных занятий. До проведения  экскурсий следует чётко определить познавательно – развивающие и коррекционные задачи:

- развитие и обогащение знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие мыслительных операций и познавательной активности;

- активизация речевого общения, формирование речевого поведения и культуры речи;

- развитие осознанного отношения к окружающему и воспитание самостоятельности, творческой активности.

- развитию осознанного отношения к окружающему, индивидуальных личностных качеств.

Разный объём познавательного материала, различные задачи, методические подходы к организации и проведению экскурсий определяется количеством занятий в календарном планировании. Систематическое проведение экскурсий позволяет выработать у школьников с нарушениями слуха навыки использования слухового аппарата не только для восприятия речи, но и для восприятия окружающего мира, что обогащает их интеллектуальное развитие, расширяет их кругозор.  Индивидуальные или групповые задания во время экскурсий активизируют творческую, практическую и познавательную деятельность учащихся.  Развивается культура взаимоотношений между детьми, создаются условия для поиска решений проблемных ситуаций. Возникающие ситуации речевого общения способствуют активизации речевого развития, усвоению новых слов, фраз с помощью воспитателя. Во время экскурсии у детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности. Формируется речевое поведение школьников.

    Во внеурочное время  можно проводить следующие виды экскурсий:

- искусствоведческие;

- обществоведческие;

- природоведческие;

- познавательные;

При планировании экскурсий необходимо учитывать:

- возрастные и психологические особенности учащихся;

- взаимосвязь внеклассной работы с учебным материалом, соответствие школьной программе;

- уровень их готовности к решению познавательных задач;

- состояние их слуха, речи и речевой активности.

При проведении экскурсии с детьми с нарушениями слуха необходимо заранее обдумывать ход, введение, формы обсуждения результатов экскурсии, подбирать речевой материал, задания для отдельных учащихся и всего класса.

Перед экскурсией надо учителю заранее познакомиться с объектом экскурсии. Учителю определить, на что требует обратить внимание учащихся, выбрать объект для наблюдения, составить примерный план экскурсии, наметить вопросы и задания для детей, определить для себя цели и задачи экскурсии.

На подготовительном  этапе необходимо подготовить учащихся к экскурсионному мероприятию. На предварительной беседе с учениками, прежде всего, указать тему, цели и задачи предстоящей экскурсии (для чего с какой целью будут проводить наблюдение, исследования и т.д.). Затем сообщить разработанный план, т.е. когда, куда и на какое время идёт группа. Рассказать содержание экскурсии, разъяснить, что предстоит изучить. Перед проведением  экскурсии следует повторить уже знакомый учащимся материал, знания которого необходимы для усвоения информации, полученной на экскурсии. Большое значение для успешного проведения экскурсии имеет пробуждение у учащихся интереса и соответствующего настроения, поэтому можно   вступительную беседу дополнить презентацией или учебным фильмом.

             Самостоятельная работа школьников должна начинаться ещё до проведения экскурсии, во время её подготовки. Учащиеся должны осознавать, что экскурсия – это не прогулка на свежем воздухе, а учебное занятие. Поэтому заранее надо заинтересовать учащихся проблемно – познавательными задачами, дать им некоторые сведения об объектах изучения, задать вопросы и распределит задания. Основополагающие вопросы сообщить всему классу, а индивидуальные – конкретно каждому ученику.

  Перед выходом необходимо оценить готовность учащихся к выходу, вместе с учащимися проверить наличие и состояние слуховых аппаратов. Кроме того, можно взять один или два фотоаппарата, тетради и карандаши.

II этап.  Собственно экскурсия.

Основной этап позволяет   обеспечить связь наглядно-чувственного опыта с речью. При этом формируется такое необходимое качество, как наблюдательность. Планомерность наблюдений позволяет рассматривать предметы в определённой последовательности.

Наблюдение—один из основных видов деятельности во время экскурсии. Для повышения качества восприятия я:

создаю проблемную ситуацию перед наблюдением;

- фиксирую внимание детей на важном, существенном;

- стимулирую их активность в процессе наблюдения.

Объектом познавательной деятельности детей становится фундаментальное отношение «предмет—система предметов».

В отличие от массовой общеобразовательной школы, проведение экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися требует постоянного учёта коммуникативных возможностей. Наряду с использованием устной словесной формы общения необходимо применять таблички с письменными словами, фразами, а в случае необходимости использую дактильную и жестовую речь.

Экскурсию нельзя превращать в лекцию, так как многословие и длинные рассказы, охлаждают интерес учащихся к экскурсии. Проводя любые объяснения, не следует забывать о роли слова и наглядно – практической деятельности в познание мира детей с нарушениями слуха. Надо следить за систематичностью и правильностью выполнения наблюдений учащимися до тех пор, пока у них не будут сформированы навыки наблюдения и обобщения. Такая организация работы закрепляет речевое оформление наблюдений ребёнка с нарушениями слуха, от правильности которого зависит дальнейшее введение понятий в его самостоятельную речь.

Умение правильно показать исследуемый объект или явление важно для чёткого усвоения и полноценного восприятия экскурсионного материала. Рассказывая об объекте или давая какие – либо объяснения, сначала убедиться, что все ученики видят его, собрались вокруг него широким кругом на расстоянии вытянутой руки. Для слабослышащих и неслышащих детей особенно важно, чтобы во время объяснений воспитатель или учитель находился от них на расстоянии прямой видимости.

III этап. Заключительный

После проведения экскурсии   проводится с учащимися работа по осмыслению и закреплению полученных впечатлений.  Лучшим способом закрепления полученных во время экскурсий знаний является её повторение. Каждый ученик отмечает, что больше всего ему понравилось и запомнилось на экскурсии. Закрепление полученных знаний  осуществляется в процессе предметно-практической, речевой, игровой, изобразительной деятельности. Экскурсионная работа при правильной её организации позволяет повысить развивающий эффект обучения и воспитания.

Осуществляя итоговую проверку результатов после экскурсии, необходимо ориентироваться не только на конкретные цели и задачи экскурсии, но и на особенности общего и речевого общения неслышащих и слышащих учащихся, которые оказывают непосредственное влияние на содержание работы.       

Наблюдение во время экскурсий за природными явлениями, за объектами окружения, за трудом людей во внеурочное время и постоянной фиксацией их в устной и письменной формах, развивает у учащихся навык свободно и логически правильно излагать свои мысли, у учащихся расширяется словарный запас.

Правильно спланированная и организованная подготовка создает хороший настрой у всех участников эскурсии, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника. Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те экскурсии, которые правильно подготовлены и организованы.

 

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz