Вторник, 21.08.2018, 22:51
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Развитие диалогической речи

Коррекционная работа по развитию связной

внятной речи на уроках

 

Развитие диалогической речи

В естественных условиях на первоначальном этапе развития детей овладение языком идёт на основе диалогической речи. Это обусловлено тем обстоятельством, что деятельность ребёнка в этот период совершается в большинстве случаев или совместно со взрослыми или при его помощи. Поэтому речь его состоит из ответов на вопросы взрослого, вопросов ко взрослому в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, требований об удовлетворении тех или иных потребностей, возникающих при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

Обучение неслышащих школьников начальных классов языку начинается с развития диалогической речи как наиболее естественной и распространенной формы непосредственного общения, дающей возможность учителю установить контакт между ним и обучающимися и позволяющей организовать словесное общение детей не только с учителем, но и друг с другом.

Развитие диалогической речи ведется по следующим направлениям: понимание и выполнение поручения, выражение просьбы, желания, побуждения; обращение к товарищу или другому лицу по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению; ответы на вопросы, сообщение о выполненной работе и о той работе, которую предстоит сделать; участие в диалоге.

Работа по развитию диалогической речи ведётся в определенной системе. В учебной программе указываются фразы, которыми обучающиеся не только должны овладеть, но и которые, как правило, являются моделью, образцом для самостоятельного построения аналогичных фраз. Учитель выписывает каждую фразу на табличку, затем в процессе работы в нужной ситуации вывешивает ее на стене или доске, с тем, чтобы ученики могли познакомиться с ней и в дальнейшем употреблять её. Для введения новой фразы в речь детей или для закрепления уже знакомой им фразы учитель продумывает, в какой естественной ситуации в процессе учебной деятельности это можно сделать.

Например, чтобы побудить обучающихся использовать фразу типа: «Дайте мне книгу», учитель до урока раздаёт книги не всем ученикам. Ученики, не имеющие книг, получив задание прочитать рассказ, вынуждены обратиться к учителю с просьбой дать им книгу.

Введя новую фразу, учитель в дальнейшей работе активно употребляет её сам, использует и создаёт ситуации, когда эту фразу говорят сами ученики.

Практика развития речи неслышащих детей позволяет выделить своеобразные пути овладения ими словесным материалом: употребление фраз по подражанию, конструирование по аналогии, самостоятельное конструирование.

Обучение по подражанию занимает большое место в учебном процессе.

Учитель ставит на своё место «маленького учителя», и ученик, оказавшийся в этой роли, подражая учителю, обращается к детям с помощью фраз, которыми обычно пользовался учитель: «Сядьте», «Смотрите на меня», «Будем отвечать на вопросы» и т. д. Учитель, заготовив заранее задания на карточках, вручает их вызванному ученику и предлагает задавать эти задания обучающимся. Ученик читает задания, написанные учителем. Чтобы приучить учеников задавать вопросы, учитель сам садится за парту одного из учеников и задает вопросы дежурному. Учитель обучает детей подражать друг другу. Если, например, ученик видит, что товарищ отчитался о проделанной работе («Я написал рассказ») и получил одобрение учителя, он сам в своем отчете использует фразу, сказанную товарищем.

При обучении по подражанию сообщенная детям фраза с самого начала служит им образцом для дальнейшего общения в конкретной ситуации. Но часто в процессе работы в связи с изменением вида деятельности, объекта действия, качества действия и т.п. обучающиеся смогут изменить данную фразу по аналогии, например: «Ручка лежит.» - «Книга лежит». Конструирование фраз по аналогии помогает переходу от подражания к самостоятельному построению высказываний.

В программе предусматривается усложнение требований по развитию диалогической речи в трех планах:

1.       Последовательное усложнение содержания и структуры отдельного предложения.

Например, в первой четверти 1 класса в речь детей вводится фраза типа: «Попроси красный карандаш», в которой содержится указание на предметную направленность действия. Затем она усложняется: «Попроси карандаш у Оли» (указывается предметная направленность и адресованность действия). «Попроси у Оли красный карандаш» (указывается предметная направленность действия, адресованность действия и качество предмета). Наряду с названными выше фразами в речи начинает употребляться и такая фраза: «Попроси у Оли цветные карандаши и раздай ребятам», в которую добавляется новое смысловое содержание - выражение временной последовательности действия. Такое усложнение фраз от года к году постепенно обогащает речь обучающихся.

2.       Переход от пассивной речи обучающихся к активной.

 При знакомстве с новой фразой учитель сначала сам говорит её, например: «Откройте книги». - потом показывает табличку с этой фразой и дети читают её. Затем учитель показывает, что нужно сделать, и обучающиеся выполняют задание, а потом отчитываются с помощью учителя в выполнении: «Я открыла книгу». На следующих уроках учитель предлагает ученику обратиться с этой фразой к товарищам. Для этого он может использовать различные методические приёмы:

А) даёт дежурному карточку с этой фразой и предлагает прочитать её. Тот читает фразу. Остальные обучающиеся выполняют задание и сообщают дежурному о выполнении.

Б) говорит ученику. «Скажи, чтобы ребята открыли книги». Выполняя требование учителя, ученик обращается к товарищам: «Откройте книги».

3.       Постепенное формирование всё более развёрнутого диалога.

Здесь можно выделить следующие направления работы над диалогом: от обучения единичным, разрозненным высказываниям (сообщениям, вопросам, ответам) к связному диалогу; от работы над диалогом двух лиц к диалогу групповому, коллективному (внесение в реплики уточнений сказанного, дополнений по содержанию, речевому оформлению и т.д.); от диалога, тесно связанного с конкретной предметно-практической деятельностью детей, к диалогу с элементами рассуждений и выражением своего отношения к содержанию («Какой учебный предмет мне больше нравится и почему?» «Чем я люблю заниматься в свободное время и почему?» ).

Так постепенно формируется диалог, который становится всё более и более распространённым. Например:

-        Что нарисовано?

Двор, дом, мяч, деревня.

Кто нарисовал?

Девочка.

Что делает девочка?

Играет в мяч.

Где играет девочка?

Около дома.

Содержание диалогов определяется тематикой, указанной в программе. При организации диалогов очень важно следить за тем, чтобы они носили мотивированный характер, чтобы дети были заинтересованы в них. Для этого учитель может использовать различные ситуации, например, ситуацию, когда не все дети бывают вовлечены в одну и ту же деятельность. Например, часть ребят идёт в кино. После этого им даётся задание на уроке сделать сообщение о том, что они видели. Учитывая сложность этой формы работы, учитель может предварительно подготовить детей к рассказыванию: расспрашивает их о содержании фильма (о ком или о чём фильм, кто главный герой, что он делает, каковы его действия, цели, взаимоотношения с другими лицами, какова последовательность событий и т.д.), разъясняет непонятное, помогает обучающимся грамотно передать содержание фильма в словесной форме. На уроке один из учеников рассказывает содержание просмотренного фильма. Другие ученики вносят дополнения и уточнения в его рассказ, а остальные, кто не видел фильма, задают вопросы по ходу рассказа и по его окончании.

Развитию творческой активности и формированию у школьника навыка быстрого реагировать на речь собеседника, участвовать в общем разговоре способствуют беседы, связанные с деятельностью обучающихся, их впечатлениями, наблюдениями и интересами. При проведении бесед учителю следует вовлекать в нее весь класс.

При систематической работе над диалогами обучающиеся успешно овладевают его различными видами.

В практике обучения детей с недостатками слуха работа по развитию диалогической речи органически связана с развитием монологической речи. Она нередко является подготовительной при обучении детей устным и письменным развёрнутым высказываниям в виде монолога.

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи
Учредитель

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz