Пятница, 23.02.2018, 09:13
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Принцип коммуникативной направленности в обучении языку детей с недостатками слуха

Обучение детей языку является главным предметом обучения вообще и в частности в работе с глухими и слабослышащими детьми. Без специального обучения глухие дети остаются немыми, не владеющими языком. Поскольку между языком и мышлением существует диалектическое взаимодействие- овладение языком является главным условием формирования мышления. Известно, что мышление ребёнка, не владеющего речью, оказывается аномальным и его развитие не достигает совершенства. Обучение глухих языку является чрезвычайно важным и для овладения обучающимися знаниями по другим учебным предметам. Язык служит средством сообщения знаний, в нём фиксируются результаты познавательной деятельности. Высокое значение обучения глухих школьников языку проявляется и в подготовке их к жизни и к труду в обществе. Для включения выпускников школы для детей с ОВЗ по слуху в общественную жизнь в производительную деятельность вместе со слышащими совершенно необходимо обеспечить достаточно хорошее овладение языком слов. Как известно, глухонемота содержит в себе нарушение слуха и речи, и нарушение слуха влечёт за собой нарушение речи. Если не удаётся восстановить слух, то человеку научиться речи самостоятельно невозможно, только при определённых условиях и специальном обучении можно научить глухого пользоваться речью.  Итак, задачей обучения неслышащих языку является овладение ими речью.  А как известно речь является средством общения. Поэтому детей учить нужно языку как средству общения с окружающими и на этой основе формировать словесное мышление. Отсюда сущность языка, как предмета обучения глухих, усматривается в выработке навыков артикуляции, в создании своего рода инструмента для выражения своих мыслей, т.е. слова, с помощью которых ученики будут общаться между собой и с окружающими. Такое обучение предполагает обязательно практическое усвоение детьми словарного состав, грамматического строя речи, фонетической структуры языка. В процессе обучения языку школьники овладевают речью диалогической и монологической, поскольку тот и другой виды речи служат задачам коммуникативной роли в общении. Обучение языку в школе для неслышащих должно строиться с расчётом, что дети обучаются словесной речи для других, для окружающих. Устная речь с самого начала формируется как средство общения с окружающими. В процессе общения у них возникает проблема в выборе и правильности употребления слов и их грамматических форм.  Отсутствие слуха побуждает педагога проводить специальную работу по формированию умений воспринимать устную речь окружающих и развитию навыков произношения. Определяя задачи обучения глухих произношению, прежде всего следует напомнить о двоякой функции устной речи, которая одной стороной обращена к слушающему, а другой — к самому говорящему. От качества фонетического оформления речи глухого зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она служит базой владения языком, выполняет роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной. Не случайно встречается в сурдопедагогике выражение «язык для других».  Например, обращаясь к товарищу(к собеседнику) за нужным предметом, ученик должен выбрать правильно глагол, правильно назвать предмет и употребить слово в нужной грамматической форме. Если он этого не сделает, потребность в этом предмете не будет удовлетворена. Для того, чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка. Учитывая исключительно важную роль, которую играет устная речь как способ общения глухого с окружающими, как способ добывания знаний, следует считать, что первая и главная задача обучения глухих произношению состоит в том, чтобы обеспечить достаточную внятность их устной речи. Ребёнок прежде всего нуждается в том, чтобы научиться выражать свои мысли, потребности, а потом проявлять интересы к мыслям других.  Нам известно, что самостоятельно без квалифицированной педагогической помощи, дети с нарушением слуха правильной речью овладеть не могут, а следовательно и знаниями по предметам. Поэтому на плечи учителя ложится высокая ответственность за процесс обучения детей с ОВЗ по слуху. Также нужно помнить, что формирование словесной речи глухих отличается от обучения слабослышащих. Необходимо знать и применять специальные методы и приёмы. Чтобы эффективность учебного процесса была достигнута, на каждом уроке учитель продумывает речевое содержание, виды работ. Выбирает основное и главное в теме урока, адаптируя материал. Помимо продуманной структуры занятия необходимо планировать и проводить коррекционную работу, которая заключается в исправлении звукопроизношения, чтобы общаться с окружающими внятной словесной речью.   В коммуникативной системе предусматривается такое построение процесса, при котором работа над словарным составом, как и над грамматическим строем речи ведётся широким потоком с последовательным введением новых слов и постепенным углублением понимания значения всего словаря. Сначала слово выступает для ребёнка в ограниченном узком значении, затем по мере использования его в изменившихся ситуациях в различных словосочетаниях. Это значение в сознании ребёнка наполняется новым содержанием, уточняется. Основные  положения, принятые в данной системе обучения языку, требуют реализации общих закономерностей в условиях специального обучения. Особенностью обучения является то, что дети обязательно должны повторять материал либо за учителем, либо за учеником на уроке, проговаривая в соответствии с нормами произношения, читать целевые установки урока и хором и по- одному. Нужно помнить, что устная речь в форме говорения усваивается глухими труднее, чем письменная или дактильная. Поэтому существует требование, чтобы опорные речевые единицы ученик смог прочитать, чтобы сохранить в памяти и осмыслить, нежели устное слово, которое он и не услышал, и не успел прочитать с губ. Речь учителя должна быть неторопливой, чёткой правильной, достаточно громкой. Это важно, потому что процесс овладения языком начинается с подражания речи учителя. В речи педагога дети получают образец слов, речевых единиц, их использования для удовлетворения потребностей общения. Решающее значение имеет речевая практика, которая является практикой речевого общения. В первую очередь дети обучаются речи, нужной для общения с окружающими и уже в последнюю очередь учатся общению через книгу, газету, журнал. Обучение общению начинается с формирования диалогической речи, а затем детей учат монологической речи. Процесс обучения языку состоит из 4-х периодов. К первому периоду относится обучение в приготовительном классе, а также в дошкольном отделении при школе или детских садах.  2-ой период составляет обучение в 1-4 классах. 3-ий период охватывает 5-7 классы,  4-ый период- остальные классы. Первый период является самым сложным. Здесь они знакомятся со всеми формами речи: дактильная, устная, письменная. 2-ой период характеризуется интенсивным развитием диалогической речи: общение как с педагогом и между собой. В третий период происходит развитие словесной связной монологической речи и продолжается работа над диалогом. В 4-ом периоде происходит обучение по программам и учебникам массовой школы с сохранением специфики работы по речевому развитию с глухими. Существуют основные формы работы по обучению речи. Обучение на специально выделенных уроках6 ППД, развитие речи, индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения, речевое развитие на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях, соблюдение речевого режима в школе. Как известно, обучение речи начинается с дактильной формы. С первого дня работы с глухими и слабослышащими школьники овладевают восприятием дактильной речи и техникой  дактилирования в прцессе овладения первыми словамии фразами, предусмотренными программой. Начинается работа по формированию словесной речи со следующих видов речевого общения:

  • понимание и выполнение поручений;
  • умение обратиться к товарищу, к учителю с просьбой;
  • понимание и выполнение заданий по вопросам учителя;   
  • умение оречевить своё действие, отчитаться, сообщить, пользуясь речевыми единицами,  о выполненном действии;
  • уметь обратиться с вопросом к учителю, к товарищу.

Вариантами знакомства с новыми словами являются следующие:

  • Работа с маленьким учителем(дежурным), которому даётся целая серия табличек с заданиями (учитель вместо ученика за партой даёт образец действиям). 
  • До урока учитель знакомит одного, двух учеников с работой и ходом её исполнения и, когда на уроке учитель даёт задания двое делают уже знают, что, а остальные по подражанию.
  • Работа двумя группами: одной группой руководит учитель, другой – маленький учитель. Эти виды работ используют чаще на уроках ППД (предметно-практической деятельности.

Иногда в учебной деятельности недостаточно бывает ситуаций для ознакомления и закрепления слов. Необходимо создавать ситуацию для ускорения и усвоения словаря. Учитель может создать ситуацию, вызывающую потребность в слове. Например, для закрепления слова «попроси» очень часто создаётся ситуация, в которую включается это слово. Например, учитель обращается к ученику «Нарисуй яблоко». Ребёнок подходит к доске, мела нет, ищет мел; учитель предъявляет табличку со словом «попроси» мел у Вовы. Или нужно, например, научить спрашивать  «Кто это?» или «Что это?»  Сначала сам учитель спрашивает детей, потом приучает детей задавать вопросы.  Учитель сажает на свой стул ученика, даёт ему картинку так, чтобы остальные дети её не видели. Первый должен спросить у детей «Что там?» (читает по табличке дактильно) а потом проговаривает самостоятельно. Далее очень важным является использование создавшейся ситуации для развития речи. При этом у детей расширяется словарь и они осознанно употребляют слова в дальнейшем. Например, учитель задаёт задание: «Нарисуй яблоко» ребёнок начинает писать слово «яблоко». Другой ученик пишет «нарисуй». Учитель говорит «неверно». Третий ученик выходит и говорит «неверно» и выполняет правильно (рисует яблоко.) Так детям вводятся понятия «верно» и «неверно». Широко используется для ознакомления с новыми словами и закрепления их – игровая деятельность. Например, для закрепления имён детей и ознакомления их с новыми словами «встаньте», «сядьте» используется игра «Сядьте на место». Педагог расставляет стулья по кругу и сажает на них детей. Потом говорит:  «Встаньте ,гуляйте!» Дети ходят по кругу.  По инструкции «Сядьте на место!» каждый должен сесть на своё место , на котором находятся таблички с именем ребёнка. Кто занимает место  последним, того «наказывают» и прост попрыгать на одной ноге и т. д.  Чтобы выполнение инструкции «Сядьте на место!» не было механическим, учитель разнообразит, даёт другие инструкции: «Идите на место!», «Идите сюда!» «Идите!» Существует много игр с целью введения  в словарь детей  новых слов. 

Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи
Учредитель
Информация
Музей школы

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz